0
1376
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2006 00:00:00

Святой из Дрездена

Тэги: святой себастьян, дрезден, пушкинский


святой себастьян, дрезден, пушкинский «Святой Себастьян» сначала был написан на деревянной доске, а потом перенесен на холст.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Идея этой выставки возникла спонтанно. Примерно год назад директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова вместе с директором Государственных художественных собраний Дрездена доктором Мартином Ротом прогуливались по галерее старых мастеров дрезденского музея. И там, за разговором, возникла идея проекта «выбор директора». Решено было, что каждый директор выберет из коллекции музея-партнера одну картину, которая будет экспонироваться в его музее. Выбор Ирины Антоновой пал на «Святого Себастьяна» Антонелло да Мессины, а эту историю рассказал на прошлой неделе приехавший открывать выставку Мартин Рот.

Доктор Рот рассказал также, что «Святой Себастьян» – одно из любимых произведений посетителей дрезденского музея. Это и не удивительно. Как ни банально звучат эти слова, но картина эта – выдающийся шедевр итальянского раннего Возрождения. Антонелло да Мессина – один из самых значительных и оригинальных художников-реформаторов – написал образ Себастьяна около 1476 года во время своего недолгого пребывания в Венеции. Первоначально написанный на деревянной доске (более двух веков назад живопись перенесена на холст) образ представлял собой левую створку триптиха, выполненного для венецианской церкви Сан Джулиано, и был заказан художнику в связи с очередной вспышкой эпидемии чумы, защитником от которой считался святой Себастьян. Все исследователи соглашаются с тем, что этот образ – одно из самых совершенных творений да Мессины. В нем – не только гений живописца, но и вся философия, все художественные принципы Ренессанса. Пластика античности, заново обретенной мастерами того времени, духовность нового мировоззрения, страдание, замененное размышлением, и множество деталей, не обусловленных сюжетом, но «рассказывающих» свою историю – обломок колонны у ног святого, развязавшаяся веревка, заснувший стражник и почти опустевший город.

«Святой Себастьян» не в первый раз приезжает в Москву – в течение 10 послевоенных лет картина находилась в стенах ГМИИ вместе с другими шедеврами Дрезденской галереи. А сейчас московская публика одна из первых видит работу после длившейся 5 лет реставрации. Один из главных ее результатов – обнаруженная под более поздними реставрационными слоями подпись художника. Внимательный зритель увидит ее в левом нижнем углу картины на иллюзорно написанном листочке бумаги, не сразу заметном на плитах городской площади, на которой стоит Себастьян.

Выставка одной картины – явление для Пушкинского музея не новое. Так же экспонировали в Москве и «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, и «Донну Велату» Рафаэля, и «Мастерскую художника» Вермеера Дельфтского. Идея эта вполне оправданна – смотреть работы такого уровня действительно лучше по одной, не отвлекаясь. Впрочем, на выставке «Святой Себастьян» да Мессины окружен экспонатами из коллекции ГМИИ, близкими по времени или же сюжету. Большая часть живописных и графических работ представляет более поздние изображения того же Себастьяна или сцены страстей Христовых. А слепок статуи Аполлона V в. до н.э. показан как образ античной культуры, служившей образцом для художников итальянского Возрождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
390
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
413
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
674
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
354

Другие новости