0
5904
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2007 00:00:00

Сразу видно, что еврей

Тэги: розовский, яблочкина, шохин, бурбулис


розовский, яблочкина, шохин, бурбулис Азарт юбиляра.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Во вторник, день в день, в Центральном доме актера имени Яблочкиной праздновали 70-летие Марка Розовского. Начав в семь, пусть с простительным опозданием, протянули до одиннадцати. Такое длительное торжество, естественно, имело разные точки притяжения, напоминая то праздничный актерский капустник, то – дружескую вечеринку в русском ресторанчике на Брайтон-Бич (с поздравлениями от всего актерского Нью-Йорка), то – милое семейное торжество (один за другим на сцену выходили и пели сын Розовского Сема, затем – дочь Александра и, как шутя заметил потом Юлий Гусман, остальные дети просто не смогли приехать, а то бы непременно тоже вышли на сцену). Во второй и третьей «ипостасях» вечер напоминал старый еврейский анекдот, в котором сын спрашивает отца о Карле Марксе: «Карл Маркс был экономистом» – «Как тетя Роза?» – «Нет, тетя Роза – старший экономист».

Между тем на сцене и в зале собрался весьма представительный ареопаг: Александр Шохин и Геннадий Бурбулис, Василий Аксенов и Юрий Черниченко, Михаил Барщевский, Генри Резник, Александр Журбин, Виктор Славкин, Вячеслав Костиков, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Олег Табаков, Гавриил Попов, Евгений Попов, Ясен Засурский, Борис Берман и Ильдар Жандарев, Михаил Филиппов, Валерий Золотухин, Илья и Юлия Рутберги, Роман Карцев, многие-многие другие знаменитости прошлых и нынешних лет. Карцев, выступая, вспомнил, как Розовский ставил для них с Виктором Ильченко спектакли про Одессу. Хор Турецкого, для которого Розовский, оказывается, тоже ставил, спел гимн в честь юбиляра (в том смысле, что герой вечера так талантлив – «сразу видно, что еврей»), а затем песенку из репертуара «АББЫ» про «мани-мани» (как раз в режиссуре Розовского) – под плюсовую фонограмму. Еще одну страшную тайну Розовский выдал, когда на сцене уже минут 10 или 15 балагурил Юлий Гусман, едва сдерживая покатывавшийся от хохота зал, что и домашние задания для легендарной бакинской команды КВН ставил тоже он.

Вообще Розовского в последнее время чаще всего «склоняли» в связи с его книгой о «конокрадстве», в которой режиссер восстанавливает истину и пишет, что знаменитую «Историю лошади» в БДТ поставил от начала до конца он и никто другой. На всякий случай в фойе Дома актера принесли афишу с премьеры. Ставил или нет – думается, не так это и важно, поскольку свое место в истории русского театра ХХ века Розовский и без того застолбил. И без того у Розовского имеются вполне реальные, неоспоримые заслуги.

Театр-студия «Наш дом», возникшая в недрах МГУ на Моховой, – пример не только художественной и политической свободы, это одновременно возвращение к лучшим, студийным традициям. Дилетанты, они обновляли театр и одновременно взрывали границы дозволенного, пренебрегали цензурой – до тех пор, пока их не прикрыли, распознав в них и идеологических, и стилистических недругов. Еще один театр – «У Никитских ворот», в котором, кроме прочего, Розовский поставил шлягер всех времен и нескольких народов – «Песни нашего двора», где история страны, лет сорока, а то и пятидесяти, рассказана через дворовую, неподцензурную песню (клоны спектакля уже гуляют по России). Первую рок-оперу – «Орфея и Эвридику» Журбина – тоже поставил Розовский. Его увлечение эстрадой, союз профессионального режиссера и Геннадия Хазанова, уже упомянутых Карцева с Ильченко, Александра Филиппенко дало такие «всходы», которые, увы, с сегодняшней эстрадной колокольни кажутся недосягаемыми вершинами, неправдоподобными легендами.

Опять же: Розовский никогда не порывал с журналистикой, в ее, так сказать, связи с внешним миром, со злобой дня. Как почти всякий московский режиссер – руководитель театра, Розовский – строитель, строит новый большой зал, который, сейчас уверяет, откроет осенью. И для открытия «заложил» «Мистерию-буфф» Маяковского. Трудно сказать, станет ли его спектакль новым словом в театре, но политическое высказывание там будет точно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
470
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1919
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2314
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1913

Другие новости