0
1756
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2007 00:00:00

Как провожают самолеты...

Тэги: пулково, аэропорт


пулково, аэропорт За питерский аэропорт «Пулково» борются лучшие архитекторы мира.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Петербурге проходит очередной знаковый архитектурный конкурс, на этот раз на новый аэропорт. Очередной – вслед за конкурсами на Мариинку-2, новый стадион им. Кирова, реконструкцию острова Новая Голландия и небоскреб «Охта-центр», как теперь именуется «Газпром-Сити». В рамках Петербургского экономического форума были объявлены результаты первого этапа конкурса.

За право проектировать новый аэропорт будут бороться британская компания Grimshaw & Partners и американская Skidmore, Owings & Merrill (SOM).

Кроме них в закрытом архитектурном конкурсе участвовали немецкая компания Von Gerkan, Marg und Partner (GMP) и петербургское архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», причем все, кроме российской компании, имеют большой опыт по проектированию аэропортов. Это был самый тихий, спокойный и прошедший почти незаметно конкурс из всех, что устраивались в Петербурге в последние годы. Что неудивительно: все-таки аэропорт – это не 300-метровый небоскреб, к тому же пока не определен и победитель.

Осматривая конкурсные варианты, выставленные на всеобщее обозрение в Зале инвестпроектов на площади Островского, губернатор Валентина Матвиенко сообщила: «При выборе проекта на первое место мы будет ставить соответствие нового аэропорта самым высоким мировым технологиям. Аэропорт «Пулково» должен быть самым современным в Европе». При этом она не забыла и про художественное решение: «Мы заинтересованы в том, чтобы это был не сарай для хранения сена, а архитектурный шедевр».

Москва vs. Петербург, Петербург vs. Ленинград

Функциональность или красота? Можно пройти паспортный контроль в парижском аэропорту «Шарль де Голль», не выходя из здания аэровокзала сесть на скоростной поезд и через три часа оказаться в Брюсселе и только там наконец выйти на улицу. Московские аэропорты (а они лидеры по части реконструкции) пошли по пути функциональности – в большинстве их пресс-служб даже толком не знают, кто является проектировщиком: в одном аэропорту проводился международный конкурс, а в итоге строят то, что приснилось генеральному директору, в другом были первоначально привлечены иностранные архитекторы, которых по доброй российской традиции сменили наши, в третьем и вовсе указывают вместо проектировщика подрядчика. «Сараями для сена» новые московские аэропорты, конечно, не назовешь, но и никаких архитектурных откровений не наблюдается. В Петербурге же замахнулись на создание аэропорта-шедевра.

Как в строительстве метрополитена существуют две школы, так и при проектировании аэропортов складываются два подхода – московский (функциональность) и петербургский (образность). Это не противостояние, это соперничество, которое началось еще несколько десятилетий назад. Нынешнее здание аэропорта «Пулково-1», построенное в 1976 году по проекту архитектора Александра Жука, – одно из самых знаковых зданий той эпохи, и, наверное, один из лучших по архитектуре аэровокзалов, построенных в СССР. Аэровокзал прорезают пять стеклянных «стаканов», которые, с одной стороны, придают зданию выразительность, с другой – формируют внутреннее пространство. «Пулково-1» был ленинградским ответом на целую серию московских аэропортов 60-х годов, построенных по проектам Елькина, Крюкова и др. и выдержанных в стеклянно-бетонном «интернациональном» стиле: стекляшка «Шереметьево-1» с «рюмкой» диспетчерского пункта, «Домодедово» с мощной башней, вырастающей из терминала, наконец, «Внуково» – опять же длинный корпус со сплошным остеклением. На фоне этих бодрых и легкомысленных зданий «Пулково» выглядел задумчивым интеллектуалом, рефлексирующим над 60-ми. При всей выразительности здание невероятно тесное, в чем можно убедиться каждый раз, вылетая или прилетая в Петербург. Нынешний аэровокзал просто не рассчитан на современные требования безопасности (с обязательным полустриптизом в виде снимания верхней одежды и обуви), на современные потребности – на инфраструктуру с большим количеством магазинов и кафе, в историческом здании терминала все это просто не помещается.

По условиям конкурса существующий терминал должен быть интегрирован в новый, поэтому перед архитекторами стояла непростая задача: создать не менее сильный образ, чем пять «куполов» Александра Жука. При этом в архитектуре аэропортов оригинальных приемов не так много, из самых свежих примеров – волнообразная крыша-козырек Роберта Роджерса на 4-м терминале аэропорта «Барахас» в Мадриде.

Пролетевшие фавориты

Проекты можно было посмотреть не только в зале на площади Островского, но и в интернете, причем лидерами, набравшими большинство голосов (примерно по трети), стали проекты, не прошедшие во второй тур. Это мегалитический аэровокзал, предложенный питерской командой под руководством Юрия Земцова, и функциональный вариант от немцев из GMP – два абсолютно противоположных варианта.

Проект, предложенный петербургским бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», – очередная попытка соединить традиции прошлого и современные технологии. Авторы предложили разместить новые терминалы по бокам от существующего здания, при этом весь комплекс накрывается дугообразной крышей протяженностью почти в полкилометра. В центре сквозь дугу прорываются несколько высотных объемов, в итоге получается симметричный парадный ансамбль с курдонером и непонятно откуда высунувшимися башнями (может быть, это привет башне «Газпрома»?). Тем более что в пояснительной записке так и говорится: «силуэт комплекса┘ как бы следует за плоским горизонтом петербургского ландшафта». Если это и современное прочтение петербургских традиций, то очень специфическое, какой-то Пушкин, прочитанный рэпом, – жестко, прямолинейно и, в общем, кондово. К тому же, по словам министра транспорта Игоря Левитина, в проекте использованы аэропортовые технологии, которые не соответствуют техническому заданию.

Самый честный проект, получивший наибольшее количество голосов пользователей интернета, предложили немцы из GMP – два новых терминала по бокам от существующего здания, которое дополнено новой галереей. Ни про какую образность – в фасадах или интерьерах – здесь говорить не приходится, образ терминала задают крестообразные колонны, повторяющие форму дерева и формирующие капители, которые обеспечивают проникновение в здание дневного света. Причем эти колонны размещаются не только внутри здания, но и снаружи, поддерживая широкий козырек, защищающий, по мысли проектировщиков, пассажиров от снега и дождя. Таким образом, это своеобразное прочтение колонны также можно истолковать как дань петербургскому стилю. Правда, с немецкими проектировщиками связываться опасно – вот уже несколько лет они судятся с Немецкими железными дорогами из-за того, что те при строительстве упростили проект железнодорожного вокзала в Берлине. Проект GMP для «Пулково» был отвергнут из-за того, что не соответствовал техзаданию, которое предполагало создание нового терминала в одном здании.

Последние стали первыми

Проекты-аутсайдеры интернет-голосования прошли во второй тур. Оба варианта предлагают оригинальную трактовку штампа «аэропорт – ворота города», при этом их авторы дружно интерпретируют еще один штамп – «Петербург – город-музей». В пояснительной записке проекта Grimchaw & Partners говорится про «величественные мосты и острова Санкт-Петербурга», а SOM вспомнили про летние загородные дворцы.

Проект SOM, отвергнутый пользователями интернета, предлагает создание сложной «многоуровневой сети бульваров, плаз и садов в рамках исторической системы Санкт-Петербурга», где будут располагаться «интерьеры музейного уровня и наружные сады, наполненные скульптурой и предметами искусства». В переводе с языка пояснительных записок на общечеловеческий это означает, что американские архитекторы представили тщательно проработанный вариант внутренней инфраструктуры аэропорта, при этом поэтизировав ее с помощью скульптуры, практически «кричащей»: вы приехали в город-музей Петербург. Интерьеры балансируют на грани поэтичности, театральности и эстетики торговых центров (этакий античный Диснейленд). Кажется, что от американских архитекторов, построивших известные небоскребы в Чикаго и вообще ассоциирующихся с хай-теком, такой поэзии ждать не приходилось. Но не стоит забывать, что SOM просто честно отрабатывает региональную тематику (более 25 лет назад в аэропорту Короля Абдула Азиза в Саудовской Аравии они, например, построили шатры), которая не входит в противоречие с решением сложнейших технологических задач.

Отличительная черта проекта Grimshaw & Partners – волнообразная крыша, объединяющая все части здания и как бы парящая над ними. Вообще волнообразные, извивающиеся и изгибающиеся элементы – фирменный прием Grimchaw & Partners, который они предложили и для другого крупного проекта – терминала объединения авиаперевозчиков Star Alliance в лондонском Хитроу, который должен быть построен к 2012 году. Правда, петербуржцам пышное золотистое покрывало напомнило проект-победитель другого конкурса – на новое здание Мариинки, который выиграл Доминик Перро. А под мостами и островами подразумевается система навигации, помогающая пассажирам ориентироваться в здании терминала. Кроме того, Grimshaw & Partners заинтриговали тем, что предложили фактически музеефицировать существующее здание аэропорта, тем самым подтвердив его культовый статус. В записке сообщалось, что «в здании существующего «Пулково-1» предлагается создание объекта культурной значимости, приспособленного для отдыха. Предполагается создание музея, ресторана, а также размещение бутиков в зоне регистрации VIP-пассажиров».

В итоге Grimshaw & Partners поручили улучшить внешний вид терминала, а Skidmore, Owings & Merrill – провести работу по разработке концепции терминала. В августе обещано подвести итоги конкурса и объявить победителя, правда, в отличие от предыдущих конкурсов здесь не ясен источник финансирования: если новая Мариинка – это федеральные деньги, стадион Кирова и Охта-центр планируется построить за счет налоговых поступлений в бюджет Петербурга от деятельности зарегистрированных здесь «дочек» «Газпрома», то с аэропортом ситуация непонятная. Ну а кроме того, любого иностранного проектировщика могут подстерегать в России самые невероятные приключения, как того же Доминика Перро, фактически отстраненного от проекта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1349
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
675
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3584
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2797

Другие новости