0
1380
Газета Культура Интернет-версия

25.12.2007 00:00:00

Личное прошлое – "Общее место"

Тэги: живопись, выставка, реализм


живопись, выставка, реализм Алексей Зайцев. Покос.

Галерея «Артприма» представила в залах ЦДХ выставку «Романтики реализма», собравшую работы современных российских академиков-реалистов. Это первая экспозиция нового проекта, за которой должен последовать ряд персональных выставок участников объединения.

Взобравшись на третий этаж ЦДХ и оставив в стороне ярмарочные павильоны с роскошными шубами, попадаешь на выставку «Романтики реализма». Начало многообещающее. Ни в одном из нескольких залов нет экспликаций, однако жаждущим подробностей предлагается приобрести хорошо изданный каталог. Итак, история названного «романтическим реализмом» объединения восходит к 1970-м годам и связана именно с московской живописной школой. Среди провозглашенных принципов – верность традициям русского реализма (Венецианова, Саврасова, Куинджи, Туржанского, Пластова и др.) и живописное мастерство. Призыв к романтике – от одного из главных авторитетов – Алексея Саврасова. Как уверяют организаторы, в отличие от реализма XIX века и от соцреализма века XX «романтический реализм» (каким бы парадоксальным ни казалось это окрашенное отзвуками по крайней мере двух разных эпох название) освобожден от социальной нагрузки и направлен единственно на поиски и воспроизведение красоты мира. Красоты прежде всего природной – отсюда изобилие пейзажей, навеянных видами, размышлениями и воспоминаниями о российских городах.

Во множестве представлены изображения родных просторов (будь то московские улицы или, например, Ростов с Нижним Новгородом). Представлены во всевозможных видах (от привычных озер и лесов до Театральной площади, рассматриваемой почему-то из-за колесницы Аполлона на Большом театре) и календарных состояниях. Но также здесь есть жанровые картины и натюрморты и даже вариации на историческую тему (как серия Грищенко про Кусково с героями XVIII века, перекликающаяся с известными работами мирискусника Александра Бенуа или Валентина Серова).

Очевидно, что «романтические реалисты» пытаются сохранить не только весь тематический спектр соответствующего художественного направления, но и традиционное колористическое богатство (правда, не обошлось без цветовых выкриков, не всегда уместных). Тут, с одной стороны, находятся сбалансированные по цвету работы Федосова или Пасько, а с другой – написанное в духе контрастной гаммы Куинджи «Бабье лето» Грищенко.

Нет возражений против реалистической живописи самой по себе. Проблема в другом. На протяжении всего «маршрута» никак не удается избавиться от стойкого ощущения, что многое когда-то уже было видено и притом, откровенно говоря, в лучшем исполнении. Так, крестьянка из «Покоса» Зайцева и серп с бабочками из его же «Натюрморта с колосками» явно цитируют первого певца крестьянской темы еще века XIX, Венецианова. Названная «кусковская» серия Грищенко, лишенная нюансов своих предшественников, кажется чересчур огрубленной. Огромное «Утро в Москве. Весна на Тверской» Полотнова уже самим сюжетом неизбежно воскрешает в сознании ставшую хрестоматийной «Новую Москву» Юрия Пименова (1937). Но только зачем в изображении очищенной от современной суетности и сутолоки Москвы рядом с каким-то вневременным авто вдруг появляется вывеска DAEWOO? В попытке сохранить наследие набат становится слишком громким, а патетический тон – чересчур навязчивым. Порой кажется, что предшественников стараются перекричать. Но встречающиеся иногда огромные куски равномерно закрашенного «глухого» неба или ориентированные четко по центру «постановочные» композиции вызывают недоверие к найденному реализму с его сконструированной романтикой.

На общем фоне выделяются работы Телина (главным образом, «Воронье») и Орлова. В них этот самый реализм по-новому претворяется через фольклорное начало и через мечты – не совсем обычный путь. Тогда на холсты проникают черты наивного искусства, тогда куски домашних интерьеров начинают парить в пейзаже. Но как досадно видеть, что найденные приемы начинают штамповаться, делаясь чем-то вроде удостоверяющей авторство подписи.

Делая и здесь из личного прошлого «общее место».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
684
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
401
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
850
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
751

Другие новости