0
2148
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2008 00:00:00

В поисках адекватного

Тэги: выставка, древин, удальцова, живопись


выставка, древин, удальцова, живопись Летний пейзаж.
Надежда Удальцова. 1924

В «Доме Нащокина» открылась выставка Александра Древина (1889–1938) и Надежды Удальцовой (1886–1961), подготовленная совместно с Третьяковской галереей. В галерейных залах расположилось около 60 работ – главным образом из частных собраний, а также из Третьяковки.

На самом деле открытие новой экспозиции – хотя главная «интрига» в виде «частного фонда» уже здесь – еще не вполне состоялось. Несколько работ из ГТГ задержались на выставке в Риге и прибудут в начале февраля. Так что пока это не то чтобы генеральная репетиция, но все-таки желающим оглашения «полного списка» придется повременить.

Впрочем, и подбор работ среди коллекционеров осуществлялся серьезно. Во-первых, достаточно вещей музейного уровня (как, скажем, «Сухая береза» или «Река Молога»). Во-вторых, кое-что вообще еще фактически не экспонировалось (так, удальцовскую «Женщину с ребенком» широкая публика видела только на венецианской Международной выставке 1924-го). Наконец, вообще сама художественная встреча Древина – Удальцовой как пары – всего третья (после показа 1928 года в Русском музее и 34-го в Эриванском государственном культурно-историческом музее), и потому – безусловное событие в столичной художественной жизни.

Увы, при подробных экспликациях логика построения экспозиции все же ускользает. Почему-то в первом зале разместилось длинное вступительное слово, долго подводящее к рождению замысла выставки, но еще больше, кажется, напоминающее хвалебно-разъяснительное (к чему бы – и не юбилей вроде) слово во славу Галереи «Дом Нащокина». В то же время такая простая вещь, как хронологическая канва пути художников, – лишь два зала спустя. Не совсем ясен и принцип развески – и не тематический, и не хронологический (а как было бы хорошо в последней комнате, например, оставить только работы Удальцовой того периода, когда Древина уже не стало, чтобы разделить «до» и «после»).

Тем не менее. Уже за саму возможность видеть эту живопись – а прочитать такую страницу не только в истории искусства, но и в истории страны нужно, – так вот за это большая благодарность. Кроме того, правильно все-таки видеть в едином пространстве созданное пусть и двумя людьми, но из одной творческой семьи (как правильно было бы вместе видеть, скажем, Ларионова и Гончарову). Древин и Удальцова прошли сквозь годовые кольца истории – от освоения повсеместного в то время,языка французской школы второй половины XIX – начала XX века, от революции и языка авангарда до поиска своей манеры. Адекватной тому, чем для них было искусство, и тому, как оно внутри них отражалось. Их живопись такая, что ее нужно смотреть только «лицом к лицу», исследуя, как на географической карте, каждый сантиметр поверхности.

Бывшая «амазонка авангарда» Удальцова в традиционных жанрах пейзажа, портрета и натюрморта расписалась почерком, близким и Барбизонской школе («Кусты»), близким и импрессионизму («Раннее утро»), и Матиссу с фовистами («Натюрморт с черной шалью» и «Зарево»). А вот слова официоза хотя и были сказаны, но как-то не прозвучали соответствующим образом. Отчетная картина для НАРКОМПРОСа о поездке в Армению «Митинг. Армения» по манере близка чуть ли не примитивистам, а «Портрет летчика» (из заказной серии периода Великой Отечественной войны) хотя и реалистичен, но не помпезно-холодно, а с нотой камерности.

Древин обращался к супрематизму («Беспредметная композиция»), испытал влияние сезаннизма («Лес. Город Дмитров»), но довольно скоро выработал собственный узнаваемый стиль пейзажа и портрета – вопреки сложившемуся языку авангарда и складывающемуся языку соцреализма. Виды с Урала, Алтая и из Армении – наиболее самобытные, наиболее «древинские». Это – экспрессионизм (недаром Древин так повлиял и на Артура Фонвизина, и на Анатолия Зверева), где напряженное размышление нагнетается за счет нервной пластики поверхности («Сухая береза», «Всадники», «Барка») с растиранием краски не только кистью, но и шпателем, и рукой. Он из скупого набора сюжетов «невыразительными средствами выразительности» эту пресловутую выразительность с силой вырывает.

Такое искусство при своей немногословности говорило слишком отчетливо. Зимой 1938 года Александр Древин был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности общества «Прометей». Реабилитирован в 1957-м. Удальцова, чтобы спасти его работы, многие подписала своим именем. Она умерла зимой 1961-го. Те, кто живет сегодня, зимой 2008-го, стали свидетелями третьей встречи супругов-художников в одном художественном пространстве. Художников, которые искали адекватное и жили вопреки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
393
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
352
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
309
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
289

Другие новости