0
1454
Газета Культура Интернет-версия

30.10.2008 00:00:00

"Тихотворение" из барачных осколков

Тэги: выставка, рабин, ретроспектива


выставка, рабин, ретроспектива На выставке много работ, которые в Москве увидят впервые – например, «Мадонну Литу Лианозовскую».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В прошлом году в Пушкинском музее проходила семейная выставка отца и сына Рабиных и Валентины Кропивницкой. Теперь в Третьяковской галерее открылась большая экспозиция «Оскар Рабин. Три жизни. Ретроспектива». «Три жизни» – название книги воспоминаний Рабина, вышедшей в Париже в 86-м. Это жизнь до смерти вождя, с 1953 и до 1978-го, когда уехавшую во Францию по турвизе семью художника лишили гражданства, и парижский период. В 2008-м этот период насчитал 30 лет. В Третьяковку привезли около 120 картин и графических листов из американских, европейских и российских музейных и частных собраний, при этом значительную их часть в России еще не видели.

Первый осколок рабинской барачной лирики, который попадает в глаза при входе на экспозицию, – знаменитая «Помойка № 8» 1959 года. Вернее, на самом деле самые первые портреты детей Кати и Саши середины 50-х и натюрморт. Нежные, почти импрессионистические по духу и светлому колориту, они выдают уроки, усвоенные в Рижской академии художеств (она в отличие от тонувшей в соцреализме Суриковки, где Рабин тоже побывал, – тогда не чуралась свободных оглядок на французов). Это – особняком. Потом – ряд фотографий разных лет, крайние в ряду – Оскар Рабин и Валентина Кропивницкая в вагоне парижского метро в 2007-м. Поехали. «Помойка № 8» – центр и черная дыра покосившегося мироздания с извечной бутылкой водки и селедкой (достойной, кстати, лучших натюрмортов Петрова-Водкина). И то, и другое – на все случаи. Помойка, переросшая по размерам лачугу и подпирающая кривой скелет столба линий электропередачи. Тоскливая серость реальности, увиденная в расширенный глазок «другого» искусства.

В заметках о художественной жизни 60–70-х Илья Кабаков писал, что «мысль, куда пойти... в 60-е годы означала – к Оскару Рабину, мастерская которого всегда была открыта, и он очень спокойно, почти бухгалтерски-методично, отстраненно «показывал». Полковой военный оркестр, собравшийся вокруг Евгения Кропивницкого кружок, «Лианозовская группа» (которая объединила Кропивницких, Владимира Немухина – ему, кстати, ГТГ обязана тремя рабинскими картинами, Николая Вечтомова, Генриха Сапгира и не только их). «Бульдозерная» выставка и показ того же 74-го года в Измайлово, арест 77-го за тунеядство, госпремия «Инновация» 2006-го «За творческий вклад в развитие современного искусства» – все это про Рабина. Про барак художественного подполья, куда приходили поэты и художники, чтобы свободно говорить и смотреть.

Предметный мир Оскара Рабина состоит из сугубо подсобных материалов – лампочек, рубликов, бутылок, газетных вырезок, самоваров и примусов, портретных вклеек и скромных цветочных букетов. Как бы случайно рассыпанных, кем-то позабытых, молчаливо смотрящих и подсмотренных Рабиным. Он осваивает коммунистически-коммунальный мир вокруг себя через частное (детали), которое становится выразителем общего: в барачном муравейнике стоит бутылка, сквозь нее, в ней виден мир лачуг. Через снятие границ между низким и высоким: так появляются «Улица имени Пресвят. Богородицы» или «Пермский Христос в Лианозово», где возле барака сидит деревянный пригорюнившийся Христос, а рядом валяется банка килек. Если есть в этом мире иконы, есть в нем и «Мадонна Лита Лианозовская», и автопортрет с женой в костюмах ренессансных аристократов, и «Трефовый автопортрет», и «гимн» «Столичной» или «Московской», скрипочки (как один из мотивов рабинского детства), и вырезки из газет (в которых на него писали пасквили). Уже в Париже работы Рабина набухнут, станут объемными коллажами – с бутылками из-под минералки, с этикетками от французских вин, со складывающимися в крест ящичными досками и присыпавшей все это осенней листвой┘ Истошные хрипы советской прессы вроде «Осторожно, искусство», «чувство локтя» – сменятся старыми французскими «liberte, egalite, fraternite». Пресловутый паспорт – документ, факт биографии – становится артефактом. Написанный в 2007-м триптих проводит по улице с обмякшим забором от советского к французскому – и к российскому паспорту. Оставшемуся в 78-м в вынужденной эмиграции художнику на родине гражданство вернули в 1990 году, а новый паспорт выдали только в 2006-м┘

«Не извращать советскую действительность» – называлась одна из статей против Оскара Рабина и его друзей-художников. А он на нее просто смотрел. СССР: унылая серость. Крыши хибар. Париж: изысканная сероватая дымка. Серое лирическое – их общий знаменатель. Удивительная живописность и – как утверждает сам художник – отсутствие ностальгической болезни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости