0
1503
Газета Культура Интернет-версия

05.02.2009 00:00:00

Мифы художников мира

Тэги: гцси, выставка, миф, мифология


гцси, выставка, миф, мифология Художники конструируют пространство свободы.
Фото предоставлено организаторами выставки

Проект, открывшийся в Государственном центре современного искусства, – интернациональный. Помимо самого ГЦСИ к нему приложили руку Galerija Gregor Podnar (Любляна–Берлин), Московский дом фотографии, а также галереи Гари Татинцяна, «Риджина» и «Триумф». Кроме таких художников, как Вадим Захаров, Олег Кулик, Андрей Монастырский, Павел Пепперштейн, Леонид Тишков, в нем участвуют Марина Абрамович, Тони Оурслер, братья Чепмен и другие. Организаторы говорят, что исследование мифа предполагалось осуществлять в еще большем масштабе – да кризис помешал. Но и показанные трактовки разочарованными не оставили.

Миф связан со сказанием, с процессом становления, с творчеством. Выставка «Другая мифология» – нечто вроде толкового словаря, иначе – остроумный художественный аналог научно-популярной книги (кстати, каталог в строгом синем переплете тоже получился как кивок в сторону сборников научных статей). Выставленные арт-объекты снабжены комментариями, историями, составляющими миф каждого экспоната. Комментарии – легенды (ведь так в некоторых случаях и называют подписи к иллюстрациям) – мифы: таков один из возможных путей мифотворчества. Один из...

На этот раз заводилой, открывающим экспозицию, назначили Павла Пепперштейна с его живописным циклом «Правда о малоросликах». Хоббиты и Кольцо Всевластия – тема Толкиена, но миф уводит ее то ли к новой сказке, то ли к новой были. Пепперштейн, в 2007-м выставлявший серию «Город Россия», ироничную и одновременно лирическую утопию, теперь выводит в свет малоросликов, наименование коих вполне очевидно перекликается с единороссами. Об имперской мифологии задумался Джонатан Меезе. Между стоявшей когда-то у истоков Римской империи Капитолийской волчицей, превратившейся ныне в монстра, и не менее чудовищным орлом – панно «Металлическая политика». А надпись переориентировала знакомые ключевые понятия на новый лад: «Диктатура искусства – единственная форма Господства и главная партия Будущего». Неподалеку, кстати, группа АЕС+Ф в течение двадцати с лишним минут разыгрывает видеовойну всех против всех – не в качестве иллюстрации к словам Томаса Гоббса, но как актуальный диагноз. Братья Чепмен травят сознание обывателя четырехголовым уродцем, чьи четыре руки складываются в свастику, это – «Возвращение угнетенных»┘

Олег Кулик берется за разоблачение мифа как догм, клише в искусстве. Свидетельством тому – видеодокументация «Новой проповеди» на Даниловском рынке 94-го года. В терновом венце посреди мясных прилавков мычит Кулик – «А чего, он больной?» – участливо спрашивает покупательница. Он, по собственному определению, зоофреник. Если открывшая начало Новому времени эпоха Возрождения определила человеку быть в центре мироздания, то Кулик своим эпатажным мычанием подозревает в антропоцентризме утрату гуманности, а от искусства (уж сколько, казалось бы, спорили на тему «гения и злодейства»?!) требует морали. На смену одним теориям приходят другие.

По части личного мифологического пространства выступают Вадим Захаров и Леонид Тишков. Инсталляция Тишкова – уголок памяти с «заправленной» солью кроватью (соль, она же уральский снег, она же экран – для просмотра фантазий о прошлом). И с одним из персонажей тишковского космоса – Вязаником, ритуально хранящим память об ушедших (поскольку сшит из их одежд), символически хранящим их тепло. Символ тех, кого уже нет, воплотился в персонажа личной мифологии. Захаровская «Двойная мифология» представляет собой фотографии (собственно, миф) в рамках реальности, проросших седыми бородами толкований (тексты скрыты за бородами). Здесь тоже речь о личном мифологическом пространстве. Крымское лето наполнилось эпизодами из жизни захаровского Пастора. Поведение Дон Кихота, «души порывы» и пушкинский язык, картина Дейнеки┘ – появляются в ином месте и в ином пространстве, перемешиваясь и становясь элементами новой мифологии. «Миф – это единственная реальность, которую мы знаем», – говорит Захаров. Художники Вадим Захаров и Андрей Филиппов, они же – Пастор и татарин, Дон Кихот и Санчо Панса – находятся над бездной. Или – над «сверхактивным полем», провоцирующим их на поиски новых интерпретаций.

Художники мира создают мифы. Рассказывая «о времени и о себе», ловко запутывают вымысел и реальность. Сомневаются, устрашают, эпатируют, иронизируют, задают много вопросов – пытаются сконструировать пространство свободы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
402
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
420
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
359
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
446

Другие новости