0
946
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2009 00:00:00

В честь балетной антрепризы Дягилева

Тэги: балет, дягилев, юбилей


Ровно за два месяца до исторической даты, 19 мая, когда 100 лет тому назад в парижском театре Шаттле Сергей Дягилев впервые представил русские балеты, на той же сцене их музыкально возродил Филармонический оркестр Французского радио (ФОФР) под управлением своего худрука Мьюнг-Вун Чунга.

Талантливый дирижер и пианист, в 21-летнем возрасте завоевавший серебряную медаль на Московском международном конкурсе им. Чайковского (1974), включил в юбилейные концерты: 19 марта - «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», балет Равеля «Дафнис и Хлоя»; 20 марта - симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада», балет Стравинского «Весна Священная». К сожалению, первый концерт был отменен из-за общенациональной забастовки во Франции, но вторую программу, благодаря прямой трансляции, смогли услышать миллионы радиослушателей во Франции и в Европе.

Музыка «Шехеразады» впервые получила сценическое воплощение в Русских сезонах Дягилева на сцене Парижской оперы (1910). Одноактный балет в хореографии Михаила Фокина и оформлении Леонида Бакста на премьере прославили танцевавшие главные роли - Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский. Теперь, в Шаттле, соло скрипки в проникновенном исполнении Элен Коллеретт околдовывало своей красотой. Несмотря на обилие колористических контрастов и восточных пряностей, в звучании оркестра ощущался дефицит эмоций. При достаточно ровных темпах дирижеру и музыкантам, однако, удалось выразить великолепие музыки Римского-Корсакова, ее экзотичность, образность, но ей все-таки не доставало нерва.

Одноактный балет «Весна Священная» - обрядовые картины языческой Руси - впервые поставил Нижинский. Премьера в Театре Елисейских Полей (1913) стала скандалом века: парижская публика грубо отвергла новаторский балет, впоследствии признанный шедевром. В исполнении ФОФР музыка Стравинского прозвучала настолько ярко, динамично и страстно, что казалось, будто ее играют русские. Музыканты и дирижер буквально слились в едином дыхании и пленяли слушателей пульсирующими темпами и предельной экспрессией. В финале оркестр полыхал, как огненный вулкан, извергая мощные потоки бурлящей музыки. Это был триумф русской музыки и французского оркестра!

Эстафету парижских манифестаций в честь 100-летия балетной антрепризы Дягилева продолжил вечер-гала в Театре Пьера Кардена (в понедельник, 23 апреля), где предстали балеты Михаила Лавровского «Нижинский» и Этери Агавы «Поиск», посвященный Сержу Лифарю, а также прозвучали арии из опер в исполнении Григория Карасева, солиста Мариинского театра.

Впереди – уже в июне, в Театре Елисейских Полей Фонд Мариса Лиепы организует показ балетов «Шехеразада», «Синий Бог», «Тамара» и «Болеро», соответственно, в хореографии Андриса Лиепы, Уайна Иглинга, Юриюса Сморигинаса и Брониславы Нижинской. Программу исполнят артисты Кремлевского балета, солисты Большого и Мариинского театров - Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе и Ирма Ниорадзе, Илья Кузнецов.

Европейскую панораму юбилейных манифестаций составят программы ряда крупных трупп: Балет Римской оперы покажет реконструированные постановки Нижинского «Весна священная», Джорджа Баланчина «Кошка», Леонида Мясина «Парад» и «Пульчинелла» (17-22 апреля); Английский национальный балет - постановки Фокина «Шехеразада», «Видение розы» и «Умирающий лебедь», Баланчина «Аполлон Мусагет», Дэвида Даусона «Послеполуденный отдых Фавна», Кеннета Макмиллана «Весна священная» (16-20 июня); Голландский национальный балет - постановки Фокина «Шопениана», Баланчина «Блудный сын», Кшиштофа Пастора «Шехеразаза» (19-27 июня); Гамбургский балет - постановки Джона Ноймайера «Весна священная» и «Павильон Армиды», Баланчина «Блудный сын» (28 июня - 11 июля); Балет Монте-Карло - «Весна священная» (декабрь); Балет Парижской оперы - постановки Мясина «Треуголка», Фокина «Видение розы» и «Петрушка», Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (12-31 декабря, 16 декабря - с участием солистов Большого театра России).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1304
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3447
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1952
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2246

Другие новости