0
1237
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2009 00:00:00

Арт-сериал. Вторая десятилетка

Тэги: видеоарт, история


Московский музей современного искусства задумал «долгострой»: под кураторским надзором Антонио Джеузы осуществляется трехгодичный проект по показу российского видеоарта. Первая серия вышла в 2007-м и охватывала период 1985-1999 годов. Сейчас ММСИ сделал масштабную (около 40 работ, в том числе модного Виктора Алимпиева и хулиганов-насмешников «Синих носов»), но не вполне внятную подборку для второго тома, в который вписалась граница миллениума плюс-минус пять лет - 1995-2005. Завершение обещали в 2010 году.

Первое, уважаемые, с чем вы встретитесь едва закрыв входную дверь - коровий зад. Это - окно: нет, к сожалению, не в Европу, а совсем даже напротив, «Вглубь России» (так называется видеоинсталляция Олега Кулика). Во чреве под страстную и нежную музыку, кажется, Астора Пьяццоллы голый Кулик танцует с трепетной невестой, а за ними - стоп-кадры куликовских перформансов перемежаются видами российской глубинки. Считать ли такое открытие выставки просто эффектным жестом или же - в контексте конкретного события - речь о положении нашего видео-арта, запоздавшего эдак на четверть века по сравнению с мировой общественностью, - неизвестно.

По большому счету, неизвестной остается и цель всех предпринятых организаторами усилий. Здание в Ермолаевском переулке доверху забито всем тем, что непосредственно или косвенно (как, скажем, документации акций) относится к видеоарту. Только не стоит, даже если очень хочется, искать указатели-объяснения - хронологические (как, например, появилась эта вторая десятилетка, пересекающаяся и с первым (по 1999), и с третьим (с 2000-го) томом?) или какие бы то ни было еще. Есть цитаты, которые, как говорится, внушают (тут и маститый критик Розалинда Краусс, и классик видео Билл Виола), но их соседство с отечественным производством на тему мотивировано слабо.

Антологию можно было бы собрать по┘ назовем их условно жанрами. Кроме упомянутых видеодокументаций (все же имеющих опосредованное отношение к теме) есть многочисленные «базовые ячейки» - одноканальные видео. Отсюда выплывает, например, «Никодим» Леонида Тишкова, грустный Поэт (в широком смысле слова)-одиночка, странствующий на плоту по символическим житейским бурям до тех самых пор, пока вся вода не уходит в слив. Здесь «Провмыза» показывает ⌠Alternative Play Station■ с мающимися от скуки детьми. С другой стороны, более масштабные и претенциозные, по крайней мере с технической стороны, многоканальные видео и видеоинсталляции. «Вечер» архитектора Александра Бродского крутит на одном экране каждому терракотовому персонажу свое кино, которое они одновременно создают (внутри этих героев «замурованы» проекторы) и потребляют. «Лесной царь» АЕС+Ф представляет на видео и в фото медлительно-протяжную трехсерийную «балладу» из Царского Села, из Каира и с нью-йоркского Таймс-Сквер. И если есть интерактивные инсталляции вроде «КоМутации» Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева, по мановению зрительской руки превращающихся в податливых гуттаперчевых человечков, - то найдется даже «видео без видео», лайтбокс от «Синего Супа» со стоящими на пороге неизвестности мрачноватого ландшафта героями, отбившимися от свадебного шествия.

Тематические линии прочертить кажется почти невозможным - из обилия сюжетов получились бы не четкие оси развития, а нечто вроде бахромы, поскольку большинство работ открывают собственную тему. Но из того, что можно было бы попытаться уложить в общие смысловые рамки - социальные и социально-политически протестующие видео Анатолия Осмоловского об интеллектуалах-леваках на Большой Никитской. В ту же копилку - «Демонстрация» группы «Радек» и Дмитрия Гутова, влившаяся в волну пешеходов на оживленном перекрестке, пошедшая со своими лозунгами «в народ». Трагедию 11 сентября по-своему пережили Антон Литвин и весьма неожиданно занявший место в рядах видеоартистов исполнительный директор ММСИ Василий Церетели. Некоторые делают видео почти что предметом медитативной сосредоточенности. То, что изобразила подброшенная Пастором Зондом-Вадимом Захаровым камера в Храме Гроба Господня, настолько мало походит на вид храма (а все больше на абстрактную «видео-живопись»), что стало называться «Апокрифами». Ольга Чернышева проделывает фокусы с живописным содержимым Третьяковки, замедляя, размывая привычный взгляд на холсты. И уж совсем в абстракцию абстракций не без помощи произведений Кандинского впадает Алексей Шульгин. Его «Теперь уже почти все равно» - это абстрагировавшееся от конкретики путешествие по живописным цветным пятнам, пришедшим в голову отцу русской абстрактной живописи.

Смотри, сколько хватит сил - таким может быть девиз выставки. Разношерстный набор вошедших во 2 том видео-опусов не объясняет установленных в проекте хронологических границ и не расставляет художественных/смысловых┘ никаких акцентов. Укладывать в тома показанное еще рано - много недомолвок. А пока их проясняют, зрителю дают поиграть книжку-картинку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
448
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
396
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
473
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
354

Другие новости