0
1131
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2009 00:00:00

Польский ликбез

Тэги: пушкинский, музей, выставка, москва


«Символ и форма. Польская живопись 1880–1939» – это собиравшийся в 14 польских музеях проект. Больше сотни живописных (хотя встречается и графика) работ из Национального музея Варшавы, Кракова, Вроцлава, Познани и других собраний проводят дорогой развития польского искусства – где-то шагая в ногу с европейским модернизмом, где-то показывая свою «нутровость». Специально по случаю в главном здании музея запланирован ряд концертов, а в Галерее стран искусства Европы и Америки ГМИИ выставили несколько работ, осевших в Москве после выставки польского искусства 1933 года в Третьяковской галерее.

То, что сегодня можно увидеть в Пушкинском музее, учитывая стабильную историческую болезненность отношений Польши и нашей страны с имперскими амбициями, – довольно примечательно. Однако в связи с этой выставкой организаторы старались всячески избегать политического уклона (который был в проекте «Москва–Варшава. 1900–2000», проходившем в 2005-м в Третьяковке). Разве что открывается экспозиция двумя портретами придворного шута начала XVI века Станьчика. Один из них выполнен известным приверженцем исторического жанра Яном Матейко. Речь идет о мрачных предчувствиях Станьчика в связи со взятием Смоленска в 1514 году, сама же работа написана в 1862-м, то есть накануне польского национально-освободительного восстания. Важная отправная точка всего показа.

Сегодня из России панорама польского изобразительного искусства видна все еще весьма туманно. А тут развернули обратную историческую перспективу – да как! Зрителя ждет удачно продуманный маршрут. Три раздела – «Символизм», «Диалог поколений» и «Современность» – ветвятся, так и эдак обыгрывая ряд жанров и мотивов (например, салонную, выхолощенную, обнаженную сменяет другая, с каким-то фовистским, почти зеленовато-сиреневым цветным налетом┘). Если совсем коротко, то выставка получилась атмосферной. По заявленной в названии форме, подвергающейся метаморфозам, довольно легко считывается само послание, оставленное в разное время разными почерками.

Так, в Белом зале мечется символизм, чьи проявления в Польше в значительной степени были связаны с представителями группы «Молодая Польша» (1890–1918). Дух этого раздела выражен порой жутковатой агонией движения. Напряженная по цвету, губительная любовная «Одержимость» Войцеха Вейса; закрутившийся вокруг художника Яцека Мальчевского «Порочный круг» и он же – в «Безумии (Цирке сумасшедших)» Витольда Войткевича, который увидел в мрачном видении своих коллег по цеху донкихотствующими и юродствующими персонажами. Сизифов труд клоунской «Пахоты» того же Войткевича сменятся гирляндами традиционных обрядовых плясок-огоньков в картине «Суботки» пейзажиста-символиста Фердинанда Рущица.

Затем художнические «формоизъявления» совершают немало поворотов. И в сторону кубистов, и к немецким экспрессионистам (на польский лад это формисты), и к абстракции. Где-то вспомнится Сезанн, Гоген или Пикассо, а где-то Петров-Водкин. Поляки ездили не только в Париж или в Мюнхен, среди них были выученики Шишкина и Куинджи (это – случай Рущица, правда, довольно мало сохранившего от стиля своих наставников). Большое впечатление произвел на польских авангардистов визит Малевича в 1927-м. Здесь стоит сказать, что выставка сделана, так сказать, с возможностью погружения, она очень информативна: пространные экспликации указывают на литературные источники, обстоятельства создания и иногда даже на внутренние связи произведений.

Упомянутая атмосферность выставки получилась не только благодаря четко выстроенной композиции, но и потому, что привезли правда хорошие вещи – совсем мало скучных, которые поскорее хочется пройти. А чего стоит созданный Конрадом Кшижановским «Портрет жены с котом»! Оцепенение задумчивости на нежно и гладко написанном лице по настроению контрастирует с гротескной кошачьей мордой со светящимися глазами. А по письму – с фактурно, резко сделанным платьем, что почти выступает сюда, к нам. Все вместе создает эффект почти гипнотический. И каковы авангардные «страшилки»: обступившие попавшего под поезд зеваки и как бы поддакивающие им зелено-коричневые чудища-«картофлята» у Бронислава Линке?!

В общем, если только вы не заплутаете в бурлении наименований разных объединений («Артес», «Блок», Praesens┘), то выйдете с выставки, пожалуй, довольными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
361
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
323
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
366
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
276

Другие новости