0
995
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2009 00:00:00

Мистика прилагается

Тэги: цум, винзавод, выставка


цум, винзавод, выставка Тени Олега Кулика.
Фото с сайта www.tsum.ru

Большая порция спецпроектов на III Московской биеннале современного искусства.

«Пришла, рассыпалась; клоками┘» В четверг в «Гараже» стартовала биеннале современного искусства – и тут же посыпались открытия спецпроектов. Одно из самых ожидаемых «спецприложений» (ждать надо было до пятницы) – пространственная литургия «МОСКВА.ЦУМ» от Олега Кулика, занявшая четвертый-пятый этажи магазина. А в субботу вечером ликовал Винзавод. Целые толпы курсировали между галереями, цехами, Большим винохранилищем и Зеленым ангаром, где среди прочего Александр Бродский показал «Ночь перед наступлением», а Екатерина Деготь с Леонидом Тишковым эффектным жестом вписали в современное искусство историю Петра Ивановича Субботина-Пермяка. От Кулика до Субботина-Пермяка мистику сменяла конкретика.

Ну не могу я влезть в голову к другому человеку и перебрать-пересчитать все его мысли – невозможно. Не могу. «Не могу?..» – будто спрашивает Олег Кулик, и┘ ну что-то вроде «Yes we can». Его изящная (несмотря на то ли 4 тыс., то ли 5 тыс. кв. м) инсталляция путает вас в психоделических лабиринтах – то в черных, то с адским оранжевым светом, то со «стерильным» белым. Путник набредет на оазисы с этническим звукорядом и эдаким манекеном-«Летатлиным», потом с черным и белым креслом как бы для аудиенции-исповеди. А поднявшись выше, увидит миражи – белые проекции (театр теней наоборот) разных перформансов разных лет – «Коллективных действий», Юрия Лейдермана, Айдан Салаховой, Антона Литвина┘

Сам Кулик пространственной литургией назвал свой проект «Верю» и парижскую постановку «Вечерни Деве Марии» Монтеверди. Сейчас ощущение почти мистическое: напрочь забываешь об оставшихся внизу бутиках, о времени┘ Тени проекций бегают по прозрачной пленке, которая на свету становится зеркальной, буквально втягивая зрителя в происходящее. Тени звучат, перебивают друг друга и навевают ахматовское – про «бездну шепотов и звонов». В ней, в этой бездне, и платоновский миф о пещере теней, и сюрреалистические дебри неосознанного. И шепоты о том, что искусство – таинство или ироничная выходка, или провокация, или фикция, или что-то вне этих цумовских стен и пленки, за которой, кроме проектора, ничего и нет.

Вообще от биеннале веет какой-то почти волшебной мистикой. Вот и Александр Бродский. Еще более немногословен, чем Кулик. Взял себе подземелье Большого винохранилища на Винзаводе, выключил свет, расставил палатки-парники, а внутрь посадил персонажей своего пантеона – тех самых, с носом с горбинкой. «Ночь перед наступлением» развивает сделанный еще в середине 90-х для ярмарки «АРТ-МИФ» объект, а в новом пространстве (кстати, именно в том, где Кулик показывал «Верю») оборачивается эдаким саспенсом: наступление как атака, но и наступление чего-то еще... Тут тревожный военный лагерь как-то странно смешался, пожалуй, даже с уютными дачными ассоциациями. Огромное пространство однообразно заполнено, и действия нет. Зритель, который ходит между объектами, сам создает сюжет и настойчиво вкладывает в это свой, нужный ему смысл.

Разительно контрастной по отношению к Кулику с Бродским да и по отношению к другим открывшимся проектам, хотя и вполне традиционной для галереи «Проун», стала выставка «Кудымкор – локомотив будущего». Куратор Екатерина Деготь вместе с Леонидом Тишковым поведали историю художника Петра Субботина-Пермяка (1886–1923) и того, что происходило с ним и вокруг него. От практически символистских картин к кубофутуризму, от эскизов по переодеванию Москвы к годовщине создания Красной армии до организованных им художественно-промышленных мастерских в Кудымкоре, а дальше – дорогами его учеников. Дело оказывается, конечно, не в удачном или неудачном опыте по взращиванию искусства усилиями конкретного человека, да даже и не в конкретной ретроспективе. А в том, что почти неизвестная фигура может вызвать интерес сегодня, находясь в окружении современного искусства, каким мы его привыкли видеть. Кипучий фонтан энергичной деятельности Субботина-Пермяка выливается в графические вариации Леонида Тишкова, в почти что комиксы про него. Если эта экспозиция, по задумке, получилась как будто «наперекор» ожидаемому от биеннале современного искусства, то тут еще и вопрос выставочной стратегии, представлений о современности и актуальности, кураторской провокации по отношению к другим кураторам.

Основной проект III Московской биеннале, как известно, именуется «Против исключения». Поначалу главная тема казалась пугающе размытой, но для биеннале это неплохо. Проекты задействованных в «спецприложениях» биеннале известных арт-деятелей тоже о том, что искусство ищут по-разному, с обобщениями Кулика, с поэтическими «недосказками» Бродского, с как будто просто ретроспективой в «Проуне».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
249
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
219
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
242
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
178

Другие новости