0
2439
Газета Культура Интернет-версия

13.12.2010 00:00:00

Окончательный анализ

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Фото автора

Фестиваль «Божественная комедия», закончившийся в Кракове, – главный польский театральный смотр-конкурс. Польский театр сегодня снова рефлексирует по поводу своей идентичности, своего прошлого и настоящего. Вслед за учениками Кристиана Люпы, живого классика, практикующего, впрочем, совершенно не-классический театр, на арену вышло новое режиссерское и драматургическое поколение – то, которое «метафизике» предпочитает «экономику». На «Божественной комедии» были представлены и те, и другие: социальный гротеск «Был когда-то Анджей, Анджей и Анджей» Павла Демирского и Моники Щепки и «Конец» Кшиштофа Варликовского – на разных полюсах. В России соседство такого мощного театрального организма не останется незамеченным: этой весной Институт Адама Мицкевича вместе с «Золотой Маской» представит в Москве программу лучших польских спектаклей прошлого сезона, куда войдут Люпа, Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яжина и молодая Майя Клечевская.

35-летний Демирский, автор социальных пьес, работающий в маленьком шахтерском городе, четко отделял себя и себе подобных (вроде интеллектуала Михала Задары или «панка» Яна Кляты) от старших товарищей по цеху. Для новой польской волны Яжина и Варликовский – «европейцы», зацикленные на психоанализе и метафизике. Демирский и ему подобные психологии предпочитают Брехта и используют театр для социальной критики. В политическом гротеске «Был когда-то Анджей» хоронят┘ Анджея Вайду, с банкетом, заупокойными речами, песнями и постаревшими актрисами-примами. Демирский и Щепка клеймят и критику, требующую «вертикали» в искусстве, и культурных авторитетов прошлого под дружные аплодисменты зала. Сам кинорежиссер, говорят со смехом создатели спектакля, был на спектакле и ушел с него в гневе.

И все же, несмотря на увлечение политикой, одним из самых захватывающих сюжетов современного польского театра остается эксгибиционизм Кшиштофа Варликовского, чей спектакль «Конец» украсил офф-программу фестиваля.

Знаменитый ученик Люпы несколько лет назад ушел вместе со своими актерами из варшавского «Розмайтошчи», где работал вместе с Яжиной, и открыл «Новый театр». Сложнейшую композицию «Конца», в котором подведены некоторые итоги собственной жизни и творчества, Варликовский смонтировал из «Процесса» Кафки, незаконченного сценария Кольтеса «Никель Штаф» и фрагментов «Элизабет Костелло» южноафриканского нобелевского лауреата Джона Кутзее. Действие «Конца» происходит в двух, а под финал – в трех параллельных мирах. Все истории связаны между собой, в том числе и пространственно – площадкой «Конца» становится широкая пустая коробка с паркетным полом, на которой изредка появляется то надувной матрац, то кожаный диван, то больничная койка-трансформер. Сбоку пристроена еще стеклянная галерея, в которой обитает пожилой турок, хозяин супермаркета. А сверху на экране почти весь спектакль идет видео – которое, по доброй традиции современного театра, снимает оператор, прячущийся в разных уголках сцены. Варликовский не первый раз (и не он один) делает проницаемыми стены театральной коробки: и в его «Круме» по Ханоху Левину, и в «Конце» благодаря камере мы видим героев, находящихся по ту сторону коробки. Изобретательно смонтированные истории перетекают одна в другую и делают картину утомленного человеческого мира объемной.

Одна из историй – муторные похождения сегодняшнего Йозефа К., которого пытает правосудие в лице босого гедониста Зевса с подкрашенными глазами и занюханного судьи в очках с толстой оправой. Одной из изощренных пыток становится оказывается свидание с Сиреной (Майя Осташевска), которая доводит Йозефа К. до крайнего изнеможения. Фрустрациями – сексуальными, в частности, вообще наполнен спектакль: Йозефа К. соблазняет Сирена, целуя его через острое стекло, на бисексуала Тони (Яцек Понедзялек) вешается немолодая алкоголичка, а он не сводит глаз с ее 20-летнего сына. Подавленная эротика есть и в сценах Тони с матерью, где пожилая актриса позволяет своему красивому и нежному сыну раздеть себя до трусов и уложить в постель.

Протагонистом другой, кольтесовской линии является Тони – опустошенный красавец лет тридцати пяти, экс-чемпион по танцам на паркете, соревнующийся с долговязой Бабилон, девушкой-готкой. Кольтесовский Тони навеян героями раннего Джона Траволты, который в молодости и сам неплохо танцевал. Герой то и дело встречается с молчаливой Бабилон, ковыляющей в кружевном боди и на каблуках, и пытается добиться от нее: «Чего ты хочешь? Ты что, и впрямь считаешь, что главное – выиграть в жизни соревнование?» В конце концов Тони убивает своего босса из супермаркета и на секунду встречается со своим «зеркальным» двойником. Посмотрев Йозефу К. в глаза, Тони выкрикивает: «Сигарету мне!» И становится ясно, что оба – не жильцы.

Местом действия третьей истории становится чистилище, похожее одновременно на пансионат и дом престарелых, где доживает последние дни мать Тони. Сюда приезжает Элизабет Костелло – старенькая писательница из романа Кутзее, которая всю жизнь писала откровенные романы, но только перед лицом смерти вынуждена быть по-настоящему откровенной. Вместо того, чтобы открыть «ворота», затасканный очкарик-чиновник, Харон, заставляет ее писать сочинение на тему «Во что я верю». Бедная писательница мучается, не может назвать ничего, во что бы она верила на самом деле, кроме лягушек в далеком детстве. Честность Элизабет, признающейся, что может только описать чужую веру, и есть настоящий конец «Конца». В этом – как и во всех признаниях тела и души героев спектакля – тоже Варликовский. Точнее, та его часть, которая отвечает за искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1618
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1673
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1365
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1133

Другие новости