0
2302
Газета Культура Интернет-версия

31.01.2011 00:00:00

Верю и не верю

Тэги: театр, премьера, станиславский


театр, премьера, станиславский Зрелые размышления об искусстве устремлены в прошлое.
Фото ИТАР-ТАСС

В Драматическом театре имени К.С.Станиславского поставили спектакль «Не верю» по мотивам книги великого реформатора «Моя жизнь в искусстве» о том, как ставится спектакль, который не получается. Опережая события, можно сказать, что режиссер Марат Гацалов, взявшийся за этот безумный проект, подводит к выводу, что самое подлинное, самое настоящее в театре есть процесс, в котором не бывает точки. И тот художник, который доволен своим талантом, тот, что ставит эту самую самодовольную жирную точку, перестает таковым быть в этот самый момент.

Спектакль с сакраментальным восклицанием «Не верю», смею предположить, вообще о странном искусстве театра.

Драматург Михаил Дурненков не пишет пьесу-биографию, а режиссер Марат Гацалов не ставит спектакль на историческую тему, но осуществляет постановку с изощренной структурой, помогающей ему смутить публику самой природой сценического искусства. Граница между реальным и театральным, между историей о том «настоящем» Станиславском и режиссере Константине из наших дней здесь искусно смещена.

Публику приглашают не в зал, а на сцену театра и приглашают взглянуть на происходящее как бы из-за кулис, поскольку публика видит и сам спектакль, и то, что происходит за занавесом, и перед ним. В сам зрительный зал Гацалов и художник-постановщик Ксения Перетрухина устанавливают подиум, ведущий от сцены Театра имени К.С.Станиславского в экспозицию музея. Музейная часть есть и на самой сцене, обозначенная торжественно заграждениями, за которыми стоят кресла, висят фотографии. И хотя Гацалов вроде бы без задней мысли разворачивает эту экспозицию справа от зрителя, но почему-то сразу приходит на ум мысль Питера Брука о театрах-музеях и живых театрах и о самом Театре имени К.С.Станиславского, о недавних конфликтах, еще не окончившихся, о самом месте, в котором собрались, освященном именем Станиславского, но опять же – так ли святы для нас эти имена? Многие ли готовы каждый раз доказывать все заново, не учитывая прежнего опыта, входить в новый спектакль беззащитным и растерянным?

Этот спектакль еще и о заветах Станиславского, не о букве, а о духе этих заветов: о вере в свое предназначение, о непримиримой честности, о жертвах во имя искусства.

Спектакль «Не верю» построен по принципу шкатулки в шкатулке. Есть режиссер Костя из наших дней. Живет в обычной квартире с семьей жены, которая беременна. Он ушел из театра, попробовав заняться бизнесом – составлением гороскопов для элитных клиентов. Есть тот самый Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич. Двух Константинов играет Александр Усердин – и играет с пониманием того театра, который предложен Гацаловым. Он играет прежде всего наивного человека, в котором неистребимо живет идеальное представление о театре. Это и роднит Костю и Константина. Бросив театр и занявшись коммерцией, они задыхаются в бытовой невдохновенной реальности.

В спектакле есть театр, причем самый разный: отчаянно самодеятельный из новейшего времени с кинжалами, смертями, отравлениями. Этим, ряженым в пышные костюмы эпохи то ли Шекспира, то ли Шиллера, далеко до Общества литературы и искусства. Есть репетиции в читках, которые с актерами ведет Станиславский, есть закулисье нынешнее и минувшее. Есть реальные исторические персонажи. Особо отметим виртуозную и остроумную игру Дианы Рахмановой (Гликерия Николаевна Федотова) и Ольги Лапшиной (Надежды Михайловны Федотовой) – двух наперсниц Станиславского.

Марат флиртует со всеми этими художественными реальностями, где-то посмеиваясь. Однако Гацалов, несмотря на свой молодой в режиссуре возраст, уже зрело размышляет об искусстве театра, уже знает цену аплодисментам – подлинным и неподлинным. И когда спектакль Кости не случается и актеры сидят подавленными, то происходит чудо. Они берут в руки трещотки, наращивая и усиливая звук, взбивают эту массу до аплодисментов, которые кажутся сначала репетиционным упражнением, но, приближаясь и приближаясь к зрителю, они дают нам понять, что здесь ставится точка спектакля. Нет, не точка, а многоточие. И мы вослед им аплодируем, до конца не осознавая, участвуем ли мы в коллективном упражнении или все-таки благодарим артистов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
850
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
497
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1079
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
917

Другие новости