0
1312
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2011 00:00:00

Кто у кого в плену

Тэги: инновация, премия, война


инновация, премия, война Еще один, мирный мост – в двух шагах от видео арт-группы «Война».
Фото автора.

Шестая выставка номинантов «Инновации», ежегодного Всероссийского конкурса в области визуального искусства, как и прежде, открылась в Государственном центре современного искусства. Из 287 поданных заявок в шорт-лист по традиции вошли по пять претендентов в пяти номинациях. Главная интрига разыгралась 1,5 месяца назад, когда среди обнародованных претендентов в главной номинации «Произведение визуального искусства» оказалась группа «Война», двое участников которой в тот момент находились в СИЗО за другую акцию. «Войну» то исключали, то включали в список участников. Но на открытии выставки, за полторы недели до вручения «Инновации», вновь не обошлось без скандала.

Многие шли на войну. Вернее, из-за «Войны»: щекотливая ситуация, когда на госпремию выдвигают художников, этим государством преследуемых. Снова спрашивать, является «Х.й в ПЛЕНу у ФСБ» искусством, политическим жестом или хулиганством (сразу всем!), бессмысленно. Ответ – номинация. Однако довольно быстро над этой номинацией нависла угроза из-за того, что ее с художниками просто не согласовали. В конце концов вроде бы вернули: в списке номинантов – есть, в зале – видеодокументация акции. Не тут-то было. Такой пресс-конференции московские журналисты не видели давно. Обсуждали «х.й» и «член», отношение к «Войне» Алексея Плуцера-Сарно, который официально именуется другом группы, а не ее участником. А посему и решать относительно участия/неучастия в конкурсе не имеет права – между тем спросить смогли только его мнение. Если взять шире, премия наткнулась на подводные камни организационного толка. Если без доброй воли художников выдвигать их нельзя, то как теперь быть? А если «Войну» оставят и, чего доброго, признают победительницей, то кому именно вручат награду – список имен авторов акции неизвестен (часть авторов анонимна)┘

В итоге экспертный совет обратился к оргкомитету премии, который перевел стрелки обратно и предложил экспертному совету заново подтвердить участие «Войны» в соревновании. «Мы невнятно проработали положения конкурса», – признал председатель оргкомитета Михаил Миндлин. К следующему разу подумают, как доработать. Премия попала в плен собственных правил. Все, организаторы и художники «Войны», – в плену у собственных принципов, все заложники ситуации. «Инновацию» упрекали в отсутствии интриги, противопоставляли частной Премии Кандинского. Ждали скандала – он пришел.

Важное дополнение – с этого года «инновационный» бюджет вырос. Если раньше цена вопроса главной номинации «Произведение визуального искусства» составляла 250 тыс. руб., то теперь сумма увеличилась до 400 тыс. руб. Еще в трех конкурсных позициях («Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект современного искусства») «Инновация» тоже набрала в весе: теперь это не 150 и 200 тыс. руб., а 200 и 250 тыс. руб. Не подорожала (100 тыс. руб.) только «Новая генерация» – очевидно, молодых государство баловать и особо поощрять не настроено. На внеконкурсной основе «За творческий вклад в развитие современного искусства» наградят Илью и Эмилию Кабаковых, которые взяли самоотвод в 2009-м. А «За поддержку современного искусства» отметили коллекционера и мецената Германа Титова, активно издающего книжки по московскому концептуализму.

Сравнительно небольшой зал ГЦСИ расчерчен закутками с инсталляциями и книгами, завешан экранами с документациями акций и слайд-шоу о выставках. Одни из главных акцентов экспозиции – доминирующие над пространством «Показательный процесс» Ирины Кориной (она уже получила свою «Инновацию» за 2007-й как молодая художница, теперь «борется» за Гран-при) и «Продолжение осмотра» Ани Желудь («Новая генерация»). Туго, но верно вытекающий из клетки разноцветный пластилин у монументалистки Ирины Кориной – метафора неискоренимого подспудного стремления к свободе. Неподалеку в сложные отношения с пространством, с разными значениями заполненности и пустоты вступают пустые шкафы и проволочные объекты Ани Желудь. К слову, обе инсталляции заново сделаны специально для выставки.

Собственно современное искусство в чистом виде – за скобками скандалов и организационной невнятицы – маркирует тут несколько трендов. Во-первых, замечены новые биеннале современного искусства. За звание «Регионального проекта» борются две «новорожденные» 2010 года – I Южнороссийская биеннале в Ростове-на-Дону и I Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге. Кроме того, на роль лучшего кураторского проекта претендует Дарья Пыркина с выставкой Glob(E)Scape, прошедшей в рамках уже II биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Все это лишний раз подтверждает стремление России работать в давно принятом на международной арт-сцене формате. Освоившись с ним, мы теперь будем его воспроизводить до бесконечности – ведь модно.

Во-вторых, в фокус внимания попал гендерный вопрос в искусстве – об этом видео Полины Канис «Яйца» («Новая генерация») и каталог выставки «ZEN d'АРТ»: Гендерная история искусства на постсоветском пространстве. 1989–2009», проекта Наталии Каменецкой и Оксаны Саркисян (позиция «Теория. Критика. Искусствознание»). В-третьих, не обойтись «Инновации» и без новых технологий. Лучшим «Произведением визуального искусства» желают стать инсталляция «Поля 2, Кум» объединения «Куда бегут собаки» и 3D- стереоинсталляция группы «Синий суп». В первом случае под лоханью «с магнитной жидкостью» помещен «механизм с магнитами», все это устройство чутко реагирует на движение зрителя, трансформируясь во вращающийся глаз, – вспоминается Big Brother is watching you. А «Синий суп» пускает по экрану медитативное, укачивающее плескание некой жижи, отдаленно напоминающей морские волны или гейзеры.

Кураторские проекты исследовали два из многих «наших всё» – вариации на тему авангарда («Русские утопии» в «Гараже» под предводительством Юлии Аксеновой и Татьяны Волковой) и концептуализм («Поле действия» осматривали Александра Данилова и Елена Куприна-Ляхович). Но более новаторским кажется кураторское дело Юрия Аввакумова и сотрудников Московского музея современного искусства – «День открытых дверей. Особняк-гимназия-клиника-музей». Поскольку выставка встроилась в необычную музейную стратегию – это была вторая из трех экспозиций, периодически тасующих музейную коллекцию по тематическому принципу. К тому же «День┘» изящно обыгрывал историю музейного здания.

Времени до присуждения премии 7 апреля – всего ничего. «Война» – яркая ставка. Хотя давай не давай им «Инновацию», все равно будет много несогласных. Но прежде хочется знать: будет ли вообще эта «Война»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1395
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
1077
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
1099
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1253

Другие новости