0
2522
Газета Культура Интернет-версия

17.05.2012 00:00:00

Плавающая геометрия и говорящие человечки


Трава Шелковского говорит по-русски...
Фото автора

Трем классикам нонконформизма в этом году исполняется 75. Худрук ГЦСИ Леонид Бажанов задумал выставку «Координаты поколения/LXXV» – так сложилось, что теперь она посвящена еще и памяти ушедшего весной Эдуарда Штейнберга. Работы Виктора Пивоварова, Игоря Шелковского и Эдуарда Штейнберга из собрания ГЦСИ и частных коллекций представляют тут как координаты x, y и z, еще в 1970-х задавшие векторы развития современного искусства.

Объединять по коммунальному принципу трех непохожих друг на друга персонажей под крышей одного показа – дело неблагодарное. Правда, ГЦСИ и не претендовал на сложные концепты, пресловутая общая крыша тут не здание, а время. Эпоха 75-летних. «Стоящий», «Идущий» и «Бегущий» – трехметровые гиганты Шелковского диагональю «режут» зал, оглядываясь на экзистенциализм «Шагающего человека» Джакометти. Это хождение не по прямой – стрела жизни каждого художника, жизни по своим правилам. Вместе с тем Штейнберг говорил, что «художники живут на своих географиях только одной ногой, а второй – в общей квартире, все вместе».

Стенка на стенку оказались геометрическая абстракция Штейнберга, выкованная из металла геометрия объектов Шелковского и концептуальные странички альбома Пивоварова. Эдуард Штейнберг освободил супрематизм Малевича от революционного пафоса мироустройства и сознания собственной значимости, усвоил эмоциональную пульсацию и духовное горение абстракций Ротко – и нередко смягчал свои плывущие то в невесомости, то в деревенских пейзажах дуги, прямоугольники да линии пастельной гаммой. В геометрическую вязь то и дело вторгаются рыбы, дома и надписи-имена, и это уже не безликая строгость геометрии, а смутное, чуть печальное воспоминание – личное пространство. В сущности, и тихая песня приглушенных колористически работ, и вещи, взрывающиеся контрастными красным, зеленым и желтым, – одна большая картина, которую он писал много-много лет. Магистральная тема, где, по словам художника, «нет никакого «я», есть только время, пространство, музыка». Как там у Ахмадулиной? «Я лишь объем, где обитает что-то, чему малы земные имена».

Игорь Шелковский, вместе с Александром Сидоровым издававший в Париже в 1979–1985 годах знаменитый журнал неофициального искусства «А–Я», геометрию превращает в скульптуры и рельефы, в помнящие конструктивизм, в похожие на решетки деревья, вазы с цветами и в города. А Виктор Пивоваров, потрудившийся, как и Илья Кабаков, во славу концептуалистского альбома, выворачивает мир наизнанку цветными рисунками «Шагов механика», не связанных друг с другом, пожалуй, ничем, кроме оглядывающегося на Хармса абсурдизма комментариев (в котором частенько высматривают толику сюрреализма). Но в том, как огорошивает их нелогичность – «Холодные вагоны и горячие пирожки», «Подметаем и так далее», «Глаза зажмурю и люблю», – их свежесть.

У пространства три координаты, координаты поколения могли задать другими именами и получить портрет той же эпохи, но с иными чертами лица. Критерий одногодок довольно условный – впрочем, по выбранным x, y, z общая точка того времени определяется довольно точно. Назвать ее можно внутренней эмиграцией, упрямством «другого» или аскетизмом. Не в смысле анахоретства, а в качестве внутреннего сопротивления времени, существовании «против шерсти» официальной догмы. Штейнберг – вектор музыкальности пространства, гордого упрямым немногословием выразительных средств. Шелковский – вектор тугой, сопротивляющейся, пронизанной и пронизывающей пространство пластики. А Пивоваров – вектор абсурдизма, нарочитого алогизма в одеждах тонкой графики. Все трое – как реакция стрелы, вылетевшей из идеологически замкнутого мира.

Ожидаемые выставки неофициального искусства в Москве

Леонид Соков. Угол зрения. ММСИ, Гоголевский б-р, 10. С 24 мая HHHHH

Большая ретроспектива соц-артиста с 1970-х по настоящее время. Собирали по американским, европейским и российским государственным и частным коллекциям. ММСИ обычно такие выставки удаются.

Олег Целков. XXI век. Арт-галерея «К35». С 17 мая HHHHH

«К35» вместе с питерской Lazarev Gallery показывают новые работы мэтра, но с неизменными в его стилистике гигантскими примитивистскими фигурами.

Координаты поколения/LXXV. ГЦСИ. До 27 мая HHHHH


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
498
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
558
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
463
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
554

Другие новости