0
1512
Газета Культура Печатная версия

22.10.2012 00:00:00

Прописка во времени

Тэги: москва, гараж, выставка


москва, гараж, выставка Вот – парадный подъезд. Новый «Гараж» в Парке Горького.
Фото автора

Новый «Гараж» в Парке им. Горького построил японский архитектор Шигеру Бан, известный временными постройками. Но не только: на его счету, например, Центр Помпиду-Мец. Московский павильон нестационарный, и неудивительно, что пилотная выставка называется «Временная архитектура Парка Горького: От Мельникова до Бана». До 26 октября вход на нее свободный.

В имперские времена временная архитектура была знаком высокого штиля. Триумфы наших правителей встречали деревянными арками. Потом мода ваять на века взяла свое, хотя и какие-нибудь советские парады физкультурников тоже можно счесть временной архитектурой, только из людей сложенной. Традиции празднеств и смотров в духе «покажем всему миру наш лучший строй» много чего оставили, скажем, участие в Международных выставках – и, например, парижский павильон Иофана–Мухиной 1937-го. Так вот эти традиции дали, с одной стороны, Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ) 1923-го – архитектура ее в основном канула в Лету, но с нее стартует и нынешняя выставка, и история Парка Горького. С другой, ВДНХ с пышнотелыми от помпезности павильонами, которые и сегодня говорят нечто вроде «советское – значит, вечное».

Павильон Бана, рассчитывают в «Гараже», простоит по крайней мере года два-три. Временная прописка или прописка во времени? Сооружение нестационарное, но место в истории оно получит. Советские имперские устремления в вечность архитектор обыграл, вольно или невольно, но остроумно. Любит он картон – здесь вот трубы из него становятся колоннами, образуют сквозной овал, галерею, в которую вписан белый куб выставочного зала. Колонны, в избытке применявшиеся в СССР даже в подземных дворцах-метро, тут вместе с капителями-каннелюрами потеряли величие и стали просто опорами (сродни тем, на какие ставил свои сооружения Ле Корбюзье). Их шаг то шире, то уже, их нарочито «не на века» материал дает постмодернистский ответ имперским притязаниям – нет, у всего свой срок, это нормальный ход времени. Ясный объем (стеклянные стены холла делают здание проницаемым, обеспечивая диалог с внешним пространством), экономичность и экологичность: даже березы вписали в эту галерею, «обрамив» деревянным полом. Три составляющих успеха сооружения.

Дебютный показ на новой площадке тоже сделан экономично. История территории до ВСХВ и во время нее, жизнь Парка Горького до 1948-го – в чертежах, эскизах и редких макетах, в фотографиях и кинохронике. Вот был принесший славу Мельникову павильон «Махорка», проекты Шехтеля, Голосовых, Жолтовского и Щусева, были росписи Экстер, оформленная Лисицким Первая Всесоюзная полиграфическая выставка, в конце концов «Девушка с веслом» Шадра возвышалась из фонтана. А теперь еще Шигеру Бан. Вписать новое культурное пространство, сооруженное мировой знаменитостью, в архитектурную летопись места – мысль замечательная. Но… если «бумажное» здание интегрируется в ландшафт не только органично, но и оригинально, то выставка… ну, слишком бумажная. Фанерные выгородки, витрины, дивизия кульманов, прозрачные пластиковые павильоны. Разве что в центре интерактивная часть, где, «взмахнув» планшетом, и историю парка в объеме считаешь, и – мини-аттракцион – увидишь себя на экране с объемным макетом в руках (идею с планшетами, кстати, обкатал российский павильон на нынешней архитектурной биеннале в Венеции). Вся эта огнеопасная коллекция, где информация почти буквально разложена как по полкам, напоминает некоторые студенческие лекции. У каждого ведь бывало: слушаешь, понимаешь, много фактов, полезно – а драйва нет, мысли улетают за окна. Здесь этим драйвом могла стать игра с пространством, будь она смелее. Мельников вот писал про свою «Махорку»: «Объемы вздыбились, и ничтожная величина павильона возвеличила архитектуру новым языком – языком ЭКСПРЕССИИ». И сейчас вздыбить бы экспрессией – «Махорку» воспроизвести в 3D, обыграть в дизайне выставки элементы павильонов ВСХВ… Сделать ее не чинным классом, а живым пространством.

Самая экспрессивная часть экспозиции в итоге связана не с Парком Горького, а с современной российской временной архитектурой. Генрих Вельфлин анализировал искусство понятиями, например, множественности и единства или ясности и неясности. Владимир Паперный описывает архитектуру, скажем, как лирику и эпос. В «Гараже» небольшие, ни с чем не сравнимые постройки (в виде снимков) вроде пермской триумфальной арки Николая Полисского, работ Тотана Кузенбаева, Юрия Григоряна, Александра Бродского (есть и спроектированные для Парка Горького)… разглядывают с позиций, к примеру, парения над землей или иронии. И вот это живо! Хоть строится не на века.

«Гараж» от Шигеру Бана и сам по себе

Площадь временного павильона Бана 2400 кв. м (в том числе 800 кв. м выставочного зала), высота 7,5 м.

В ближайших планах на павильон – проекты «Арт-эксперимент» и «Музей всего», выставка, составленная по итогам поисков неизвестных художников в российских городах.

«Гаражное» пространство в павильоне «Времена года», реконструкцией которого занимается голландский архитектор Рем Колхас с мастерской ОМА и наше бюро Form, надеются открыть во второй половине 2013 года. Тогда специализацией павильона Шигеру Бана станут экспериментальные проекты, в частности, по работе с молодыми художниками.

В здании мельниковского Бахметьевского автобусного парка, которое на несколько лет было отдано «Гаражу», как и планировалось, открывается Еврейский музей и Центр толерантности – 12 ноября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Олег Никифоров

Федеральный президент ФРГ выступил с речью о необходимости извлечь уроки из истории нападения  Германии на СССР

0
948
С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

Алла Хемлин

0
759
Шаг вперед, два назад, флот в океане, пушки в поле

Шаг вперед, два назад, флот в океане, пушки в поле

Россия продолжает демонстрировать возрастающие возможности Вооруженных сил

0
2602
Конец эпохи Меркель

Конец эпохи Меркель

Владимир Иванов

Спецслужбы обеспокоены ростом правого экстремизма

0
1096

Другие новости

Загрузка...