0
2049
Газета Культура Печатная версия

21.01.2013 00:00:00

Шило и мыло

Тэги: большой театр, дети, премьера


большой театр, дети, премьера Дитя. И – волшебство... Сцена из оперы на музыку Равеля.
Фото Дамира Юсупова

В Большом театре за последний месяц – после трех десятков лет, когда за этот жанр отвечал балет «Чиполлино» – прошли премьеры сразу двух спектаклей для детей: балет Ефрема Подгайца «Мойдодыр» (в конце декабря) и опера Мориса Равеля «Дитя и волшебство» (в минувшие выходные). Обе постановки, как это ни странно, вышли «на одно лицо». Безусловно, детские спектакли должны быть красочными – с этим сложно поспорить. Но вот когда красивой картинкой начинается и заканчивается работа постановочной команды – печально.

Молодой петербургский хореограф Юрий Смекалов, прежде чем согласился на постановку «Мойдодыра», поставил ультиматум: мы переделываем историю. Со сказки на триллер. Композитор, видимо, вообще потерявший надежду на то, что когда-нибудь его опус дойдет до Большого (вообще-то победитель конкурса на лучшее сочинение для детской и подростковой аудитории должен был получить сцену еще года два-три назад) или в силу убедительности идей и мягкого нрава, согласился. Для поколения, выросшего на Гарри Поттерах и прочих представителях довольно агрессивной среды детских героев и антигероев, Смекалов сочинил новую историю, положив в основу, в общем, вполне старомодную мораль: грязные руки – грязная душа, не вызывающая никакого желания у противоположного пола к высоким чувствам. Антипод Замарашки – девочка Чистюля, племянница Корнея Чуковского, – дружить с грязнулей не хочет. Конечно, в финале они станцуют лирический дуэт, но перед тем нашему мальчику предстоит пережить потерю любимых вещей, атаку стражи Мойдодыра, сражение с мочалками, да и явление самого Умывальника, похожего на космический корабль. Естественно, дело происходит ночью – днем штаны не вырастают до гигантских размеров, а веник не пляшет с совком, как ни старайся. Кстати, к работе были привлечены даже детские психологи – дабы спектакль этот не стал первым и последним посещением театра, особо впечатлительные могут ведь и испугаться, и Умывальник или Крокодядя будет сниться в страшных снах.

Спектакль получился необыкновенно зрелищным. На фоне фантастического мира, придуманного петербургским художником Андреем Севбо (специалистом по кукольному театру, не раз работавшим и с балетными спектаклями Мариинского театра), кажется, меркнет и хореография, и музыка – настолько впечатляет и детей, и взрослых картинка. Ожившие вещи в комнате спящего Замарашки устраивают демарш: одеяло, пузатый самовар, Грамматика с Арифметикой, огромная подушка, немыслимых размеров штаны, чулки, ботинки, свечка – все убегают от Замарашки. А когда появляются мочалки и умывальник, нервы бедного мальчика не выдерживают – он и сам сбегает. Во втором акте главенствуют представители ванной комнаты: танцуют Генерамылиус, полотенце, квартет волос с гребешком, зубная паста со щеткой, шеренга зубов (ученики хореографической академии).

Массовые сцены, так колоритно описанные Чуковским, у Смекалова безликие, а из сольных партий – разве что Мочалка в исполнении Марии Александровой цепляет за живое. К слову, в спектакле заняты ведущие артисты театра: Семен Чудин и Артем Овчаренко в партии Замарашки, Нина Капцова танцует Чистюлю, Денис Савин – Трубочиста и так далее.

Что мы видим в опере Равеля? Да ровно то же самое, вплоть до морали – хулиган запуган и наказан: никто не будет с ним дружить; но прощен – он проявил благородство и спас белку. Режиссер Энтони МакДоналд больше известен и (и титулован) как художник, он и придумывал оформление спектакля. Комната непослушного мальчика вырастает до гигантских размеров. Вещи оживают – Кресло танцует с Кушеткой, Часы с торчащими пружинами мерным шагом удаляются, Принцесса появляется из книжки и проваливается в дыру на полу, Чайник превратился в боксера, Стрекоза – в артистку варьете; оживают и деревья, звери начинают разговаривать человеческим языком. Чистой воды карнавал. Честно говоря, обозреватель «НГ» ожидала более изящного решения этой оперы. И самое печальное, что в калейдоскопе образов теряется (а может быть, вязнет в несовершенной акустике новой сцены) прекрасная, гениальная музыка Равеля (дирижер – Александр Соловьев). Около трех лет назад, когда практически теми же силами – артисты Молодежной программы и солисты Большого – опера «Дитя и волшебство» прозвучала в концертном исполнении, больше всего порадовало, что исполнители смогли передать изысканный «вкус» французской музыки, что каждая фраза, каждый звук был наполнен восхищением. Все это в сценической версии пропало – по крайней мере на первом спектакле. Артисты Молодежной программы стали уже солистами Большого: Алина Яровая исполняет Мальчика, Александра Кадурина – Кушетку и Белку, Ульяна Алексюк – Принцессу; рядом с ними – старшие товарищи: Летучую мышь поет Анна Аглатова, Чашку – Ксения Вязникова из «Геликон-оперы».

В первом отделении своего рода вступлением к опере исполняют «Путеводитель по оркестру» Бриттена. Довольно вяло и даже скучно. Картинки показываются на экране (почему не разыграть все это так, чтобы музыканты показали свои инструменты? Задействовать видеопроекцию и так далее), оркестранты находятся на сцене с отсутствующим видом, словно не участвуют в спектакле. Свои роли отыгрывают только артистичный исполнитель на большом барабане да дирижер Алексей Богорад – и на том спасибо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Казна получила профицит за счет экономии на социальных проектах

Казна получила профицит за счет экономии на социальных проектах

Анатолий Комраков

Правительство называет сокращение расходов улучшением финансовой дисциплины

0
706
Недовольство США повысило интерес Судана к военно-морской базе России

Недовольство США повысило интерес Судана к военно-морской базе России

Игорь Субботин

Хартум вынужден искать новую точку опоры

0
605
Москва и Вашингтон заключили сделку

Москва и Вашингтон заключили сделку

Геннадий Петров

Переговоры Путина и Байдена похожи на договоренность о размене Украины на "Северный поток – 2"

0
987
Левые требуют от власти раскрыть QR-код

Левые требуют от власти раскрыть QR-код

Дарья Гармоненко

КПРФ с круглого стола в Госдуме грозит уличными протестами

0
679

Другие новости

Загрузка...