0
2729
Газета Культура Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Они здесь есть

Тэги: выставка, современное искусство, фабрика, москва


выставка, современное искусство, фабрика, москва Райские кущи на «Фабрике». Фото автора

Куратор Сергей Хачатуров для спецпроекта V Московской биеннале современного искусства собрал художников разных поколений – и по духу тоже очень разных. Задумав экспозицию на совсем неактуальную вроде бы тему, он объединил работы так, что новая вариация не потеряла остроты.
Интерьер зала Оливье превратился в пейзаж. Раз уж Et in Arcadia ego пошло с картин Гверчино и Пуссена с аркадскими пастухами, созерцающими средь пасторального пейзажа соответствующую надпись под черепом, будут здесь приметы и прекрасной эпохи, и неумолимого времени.
Если древность – то античный храм, лучше всего если Парфенон. Здесь стоящий в центре зала «Московский Парфенон» Николы Овчинникова – гегемон и хозяин пространства – только с березками вместо колонн. Глотайте воздух античных развалин и почти что райских зеленых кущ. Никита Алексеев сделал репортажную серию акварелей «День в Аркадии», с небольшими промежутками времени фиксируя открывающиеся взору виды и точные час и минуту. Счастливые часов не наблюдают? Наблюдают, еще как. В пейзаже живут птицы? Это мы можем: но Андрей Филиппов запустит зловеще вращающихся по кругу, как черное воронье, имперских птахов. Россия – преемница Византии через религию. А Советский Союз – преемник, нет, ну… в общем, та же территория. Поэтому от храма можно пойти к триптиху (не Деисус ли?) Егора Кошелева «Советская Аркадия»: Гайдар, Райкин (в позе Талии и с маской действующего президента в руках) и Пластов, а за руины советской империи отчитывается фото поверженной статуи пионера, сделанное арт-группировкой ЗИП. Можно побродить и еще, но не забывая тщеты времени: «Радуга. Когда облака желаний закрывают глаза сияющего Феба» Андрея и Даниила Филипповых – разложенные, как на прилавке, всех цветов радуги фарфоровые черепа. Над ними красный плакат (в советском мире наступившее счастье ведь декларировали и так) Виктора Скерсиса 2013 года с надписью «Выбоины и…» – второе слово цитировать теперь, пожалуй, что и незаконно.
Да что ж это такое? Пейзаж старый/новый? Или новый старый пейзаж? Сергей Хачатуров из объектов создал картину как вольную отсылку к полотнам XVII века: идеальный пейзаж с приметами смерти. Но в духе Нового времени выстроил это куратор в формате тотальной инсталляции, проникнутой то под сурдинку, до гоготом звучащего сарказма. Самой далекой от современного искусства, самой приближенной к Золотому веку отсылкой становится притулившаяся почти в углу, так что сразу и не заметишь, гравюра с рисунка мирискусника Александра Бенуа «Аркадская меланхолия и Шут». Могила Шута с рыдающим в платок путти и самим Шутом, возлежащем на разлапистом саркофаге, как римляне эпохи упадка на пирах, с шутовским жезлом.
На контрасте со всем этим звучит инсталляция Александра Пономарева «Пассивная невозможность». Она – в небольшом коридоре сбоку от зала, в русле и одновременно особняком от общей мелодии. Выкрашенные в черный стены – как коридор воспоминаний, упирающийся в огромную фотографию: корабельный иллюминатор, за которым распахиваются антарктические просторы (просто в одной из экспедиций художник жил в госпитальной каюте с несколькими иллюминаторами и спокойно ловил пространство снаружи в ловушку фотообъектива). А сбоку на стене – рисунки, тоже вид из окна – уже цюрихского госпиталя. Пронзительный мотив, зазор между ощущением власти над пространством и невозможностью такой власти.
Из всех вместе вариаций на тему получается коллаж. Не только по форме – ерничество и меланхолия, личный голос каждого автора, перерастают в общегражданское (в ироничном смысле территории, но за вычетом пафоса), перекидываются на другие эпохи и географии. Et in Arcadia ego было еще и про приобщение к чему-то общему. Идеалы не могут быть общими – это тут очевидно, – но не могут они быть и устаревшими. И выставка еще и том, что несовременных тем для современного искусства нет. Вас пускают в картину, составленную с соблюдением прежних традиций, но с новой оснасткой, и на глазах она становится новомодной 3D. А в центре остается высокий постамент «Московского Парфенона» – высота прежних эпох – да, но и открытая сцена, и площадка для новых мыслей Нового времени.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
422
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1065
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1255
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1944

Другие новости