0
2493
Газета Культура Интернет-версия

22.09.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Современное-неактуальное как очевидное-невероятное

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: премия кандинского, культура, минкульт, современное искусство


На прошлой неделе в бывшем кинотеатре «Ударник» открылась выставка номинантов Премии Кандинского, и с разницей в день в Госдуме был обнародован отчетный госдоклад о культуре за 2013 год, а его текст опубликован на сайте Минкульта. Там имеется раздел о современном искусстве. Судя по госотчету, между событиями этими – премией и температурой по больнице в области современного искусства – дистанция огромного размера. Поскольку «Кандинский» там и не упомянут.

Два года подряд у Премии Кандинского на две номинации оказывались три лауреата. И третью призовую позицию действительно ввели – только ею стала «Научная работа. История и теория современного искусства». Замечательно: поощряется рефлексия (награда – издание книги). Правда, все-таки остается нерешенным вопрос о распределении номинантов в прежних позициях – 18 соревнующихся за 40 тыс. евро по «Проекту года» и 12 в категории «Молодой художник. Проект года», претендующих на 10 тыс. евро, – как выбирать из большого количества участников? И почему, например, Евгений Антуфьев с замысловатым, но не производящим неизгладимого впечатления проектом «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов» оказался в «Проекте года», а стрит-артист Тимофей Радя, пусть и конкурирующий сам с собой двумя работами (зато одна – про Сочи и снега! – в критическом, естественно, ракурсе), но в позиции «Молодой художник»? Кроме того, раз есть спрос на теорию, казалось бы, логично поощрять и уровень подачи, работу дизайнеров экспозиций. Тем более что в последние годы модным стало стремление к синтезу жанров и искусств… Но дело не в этом. Вернее, премия сколько угодно может фиксировать дела арт-процесса, но ее в то же время как будто нет. С точки зрения госдоклада.

Его представил замминистра культуры Григорий Ивлиев, тогда же в Госдуме обсуждали проект Основ государственной культурной политики – тот самый проект документа, который уже вызвал весной столько недоумения. Когда в госдокладе читаешь посвященную современному искусству часть, кажется, что держишь в руках каталог – перечислены творческие союзы (от Союза художников до Союза дизайнеров), их подразделения, много сказано о значении Российской академии художеств (которую, как недавно стало известно, словно по иронии судьбы тем не менее будут жестко реформировать), лишь упомянуты негосударственные институции, вскользь – конкурс и премия «Инновация» и даже премия «Соратник» (как «сугубо профессиональная»). Чтение приятное и странное. Веет убаюкивающим ощущением, что деятельность в «сфере культуры» (так культуру на тех же слушаниях предложили именовать в другом документе – Основах госполитики) кипит. Бьет ключом она, когда говорят о количестве членов и выставок творческих союзов и о посещаемости отдельных площадок. Судить об успешности культуры по цифрам посещаемости стало, увы, практикой, хотя все ведь держат в голове, что небольшая выставка имеет право оказаться интереснее крупной ретроспективы. А то, что жизнь «вообще» современного искусства, судя по тексту, идет своим, параллельным чередом по отношению к актуальному (на эксперимент направленному) творчеству, сказывается почти в тотальном молчании в адрес последнего.

Назван Институт русского реалистического искусства, пестующий традиции, поименованы художники, продолжающие «развитие христианской живописи и скульптуры», думают решать проблему «преодоления территориального дисбаланса художественной жизни столицы и регионов» – но не упомянута Премия Кандинского. Традиции, необязательно христианские, а классического искусства – дело хорошее. И в нынешнем, хотя и не вошедшем в отчетный период доклада премиальном изводе экспозиционер Антонио Джеуза целый этаж «Ударника» отвел разделу In Art We Trust – с созданными «на базе традиций и принципов классического искусства» работами. И произведения такие в contemporary art есть всегда, только к традициям добавляют новое – на то и эксперимент. Опять-таки в нынешнем «Кандинском» есть и «Живой уголок» Владислава Ефимова с разговором об урбанизме в том числе и сквозь призму уходящего деревянного зодчества. И «Утопический скелет» ЗИПов, выдавших лихую вариацию конструктивистских утопий (забавно, что работу эту в выходные предъявили на ярмарке Cosmoscow – только там не смогли назвать «НГ» ее цену). Но – ближе к делу, к докладу. Ни про традиции, ни про то, что и на Премию Кандинского, и на «Инновацию» приходят работы из регионов – ничего. Зато среди площадок этого самого contemporary art названа «АРТСтрелка», к 2013-му уже четыре года (и об этом прописано в тексте) закрытая. Гараж назван Центром современной культуры – все правда, но логично, делая отчет в 2014-м, упомянуть, что сейчас площадка обзавелась музейным статусом. Поименована Московская международная биеннале молодого искусства, которая проходила в 2012-м, но нет Биеннале современного искусства, прошлой осенью «инсталлированной» в Манеж. Нет и российского павильона Венецианской биеннале 2013-го с проектом Вадима Захарова. А ведь Минкульт в эти биеннале посильно вкладывается, а Владимир Мединский говорит и пишет приветственные слова…

«Фигура умолчания» в отношении актуального искусства может означать по крайней мере две вещи. Во-первых, что цифры – число площадок или посещаемость мероприятий (тут contemporary art независимо от качества долго еще будет отставать), выходит, важнее самого процесса (contemporary art-события не обсуждаются), в который и небольшая галерея, и крупный фонд вроде «Екатерины», и музей вносят свое. И премии за этим процессом следят. Во-вторых, раз уж неизбежно связываешь госдоклад с Основами госполитики, вот свежая ссылка Минкульта на слова Елены Драпеко о «необходимости подчеркнуть представление о культуре как важном факторе национальной безопасности» и о раскрытии «темы массовой культуры в позитивном ключе». Массовым интерес к актуальному искусству не станет, оно остро на язык и часто «рисует» отнюдь не картину благоденствия. А в процессе взращивания патриотизма, христианских традиций в искусстве и борьбы за национальную безопасность средствами культуры очень многое легко запретить. Пока есть два мира современного искусства – официальный и так называемый актуальный, но они хотя бы есть. Хотелось бы верить, что удастся избежать ситуации, когда останутся два мнения – официальное и неправильное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
642
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
532
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
649
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
472

Другие новости