0
6625
Газета Культура Интернет-версия

08.05.2015 00:29:00

«Царство Флоры» приехало из Дрезденской галереи в Пушкинский музей

Тэги: пушкинский музей, пуссен, выставка, день победы, война, вов


пушкинский музей, пуссен, выставка, день победы, война, вов Фото Дарьи Курдюковой

К 70-летию Победы Пушкинский музей в своем главном здании открыл две выставки. К 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи» привезли «Царство Флоры» Пуссена - эта работа среди 763 экспонатов из Дрезденской галереи была привезена в Москву в 1945 году, хранилась в Пушкинском 10 лет, после чего все произведения вернули в Германию. Вторая экспозиция - «Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941-55 годах» - в формате квеста и в виде рассредоточенных по музейным залам фотографий военных лет рассказывает о том времени, начиная с авианалета 22 июля 1945-го, когда в ГМИИ попало 8 бомб.

«31 марта 1955 года Пушкинский музей получил извещение о том, что Дрезденскую коллекцию вернут, - рассказывает президент Пушкинского музея Ирина Антонова, - а 2 мая уже открылась выставка картин Дрезденской галереи». С начала мая по 25 августа через нее, работавшую с полвосьмого утра до одиннадцати вечера и показывавшую 515 картин, включая знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, прошло около 1,2 млн. зрителей, а 4 ноября все работы вернулись сперва в Берлин, а затем в Дрезден.

Конечно, хотелось бы увидеть «Сикстинскую Мадонну», но, как сказал гендиректор Государственных художественных собраний Дрездена Хартвиг Фишер, она «уже путешествовать не может, и мы подумали о другом произведении, связанном с трансформацией».

О трансформации классицист Никола Пуссен (Пушкинский сейчас показывает его среди своих «Пуссенов») написал полотно в очень светлой цветовой гамме, посвятив его жизни и смерти, превратившимся в цветы древним персонажам от героя Троянской войны Аякса, из капель крови которого вырастают белые гвоздики (он - слева), до Клитии, потерявшей рассудок от любви к Аполлону и ставшей подсолнухом (смотрящая в небо на квадригу Аполлона, она изображена рядом с Аяксом и позади вечно любующегося своим отражением Нарцисса). А богиня Флора танцует в центре, и вихрь превращений жизни и смерти, людей и природы закручивается воронкой вокруг нее. Эту картину Пуссен написал по мотивам овидиевских «Метаморфоз», но среди источников исследователи называют и «Фасты» того же Овидия, и «Адониса», «Розу» и «Европу» неаполитанского поэта Джамбаттисты Марино. Кроме того, в 1633 году иезуит Джованни Феррари, близкий двору покровителей Пуссена Барберини, выпустил иллюстрированный словарь «Флора», а в кругу самого художника были ученые, изучавшие «Метаморфозы» и выращивавшие упомянутые в поэме цветы.

В 1945-м среди привезенных в ГМИИ картин кроме пуссеновской и рафаэлевской были и «Спящая Венера» Джорджоне, и «Девушка, читающая письмо» Вермеера, и «Портрет мальчика» Пинтуриккио... В Пушкинском музее их описывали и реставрировали, причем реставрационными работами руководил Павел Корин, и когда произведения в 1955-м возвращали, у каждой был полный научно-хранительский паспорт. Ирина Антонова вспоминает, как недавно наткнулась на фотографию со знаменитым тициановским «Динарием кесаря»: эта картина была в очень тяжелом состоянии, от сырости она побелела, и сохла больше двух лет прежде, чем Корин смог приступить к реставрации. А когда распаковывали «Сикстинскую Мадонну» - тонкие шерстяные одеяла, бумага… - и наконец увидели саму картину, на глазах у смотревших были слезы, говорит Антонова. Кроме того, для молодых сотрудников тех лет - «при закрытых музеях, эвакуированных коллекциях подлинников и скудном наборе оставшихся в библиотеках книг» возможность видеть и изучать дрезденскую коллекцию стала, как пишет Ирина Антонова, «практически «вторым университетом».

Жизнь музея в 1941-55 годах показывают сейчас на второй выставке «Хранители…» (посвященной и сотрудникам, спасавшим музей в войну - курирует показ Наталья Александрова). В залах размещены архивные снимки, которые архитектор выставки Юрий Аввакумов решил напечатать на прозрачном пластике, чтобы совместить два времени. Вот, скажем, сегодняшний микеланджеловский Давид, а посмотреть на него можно сквозь старую фотографию военного времени, когда скульптура спрятана, как говорили тогда хранители, в «однокомнатную квартиру», короб из досок. Видно, откровенно говоря, на этих полупрозрачных снимках не очень хорошо - но главное, что память жива, не осталась призрачной. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1395
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
1077
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
1099
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1253

Другие новости