0
2571
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2015 00:01:00

Между серпом и молотом, грибом и алхимическим кубом

Тэги: выставка, концептуализм, третьяковская галерея


выставка, концептуализм, третьяковская галерея На переднем плане – объект, на заднем – его создатели. Фото автора

Устроили этот анализ художники в формате спецпроекта в постоянной экспозиции на Крымском Валу. Залы выбирали сами и инсталлировали свои объекты в разделы немейнстримной советской живописи 1940-70-х, что идут сразу за хрестоматийными соцреалистическими опусами конца 1930-х, чтобы собрать вместе утопию, антиутопию и то, что зовется тайнами ремесла.

Через стенку друг от друга - с одной стороны, созданное в 1937-м или рядом с этим годом: «Рабочий и колхозница» с серпом и молотом у Веры Мухиной, «Сталин и Ворошилов в Кремле» эталонного соцреалиста Александра Герасимова и «Колхозный праздник» другого, идеологически куда более умеренного художника Герасимова - Сергея. С другой стороны, не менее монументальная работа концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной, где хлипкие приставные лестницы у стены тянутся вверх, обрамляя слово «ray» (с его смысловой игрой - и рай, и луч) и став фоном и для архитектонов Малевича и татлинской башни, что поросли в интерпретации Макаревича и Елагиной грибами, и для двуглавых орлов. Это и есть составленная из работ разных лет инсталляция «Анализ искусства» (2005-2015), и недаром напротив орлов, кстати, соединенных с архитектонами и башней III Интернационала трубками, как для переливания крови, висят почтовые ящики. Отправляется до востребования тем, кто прочтет. Такая прелюдия.

Дальше - зал советской живописи 1940-70-х, «Весна» и «Сенокос» Пластова, художник «сурового стиля» Гелий Коржев… Пейзажи-натюрморты-портреты, привычная реалистическая живопись, не вышедшая в соцреалистический авангард (по крайней мере идеологически), потому концептуалисты и выбрали этот раздел для своего спецпроекта, внедрив сюда «трилогию» из витрин: «Значение искусства», «Атрибуты искусства» и «Познание искусства». «Музей - единственное место, где ничем не примечательные вещи могут быть внимательно рассмотрены и приобрести иное значение», - пишут концептуалисты в предисловии к выставке.

А «заставкой» к ней выбрана фотография - Макаревич и Елагина смотрят в микроскопы, установленные на белом музейном постаменте. Исследователи-художники sine ira et studio разбирают искусство. Порой - буквально (эпиграфом к показу они взяли «Музыку я разъял, как труп» из «Моцарта и Сальери»). В витрине «Атрибутов искусства» собраны инструменты всех мастей, от красок и манекенов до медицинских, и тут же под стеклянным колпаком алхимический куб. Рождение произведения - это и магический, но и почти медицинский факт, и мастерская, и «Тайны ремесла» в ахматовском смысле. А рабочий процесс может быть похож у художников совсем разных. Есть плоть и кровь искусства - есть «Сенокос» Пластова, а есть, в той самой витрине «Атрибутов…», глаз микеланджеловского Давида. Есть кувшины и домашний скарб на советских натюрмортах в постоянной экспозиции музея - и есть кувшины (бытовой момент или сосуды, вмещающие смыслы?) в витрине «Значение искусства». Образ, слово, смысловой зазор, новое значение - здесь рассказывают об этом, как об этом говорит оставшееся между букв в «УНОКах», разместившихся тут «картинках» из давнишней серии Макаревича «Рисунки старых советских мастеров». Рамка, в нее насыпан рис, заполняющий слово «УНОК»: здесь и сейчас - это слово вместо образа, слово, адресующее вместе с тем к авангардному УНОВИСу (созданному Малевичем и его последователями объединению «Утвердители нового искусства»). А авангард - он же там, в прелюдии «Анализа искусства», где живет грибная галлюциногенность утопии, которую катком подмяла под себя соцреалистическая антиутопия.

Где точка перехода одного в другое? И где точка перехода, из которой в 1970-х в советском художественном мире расцвел альтернативный мир концептуализма? Макаревич и Елагина вклиниваются в музейную экспозицию очень тактично, их анализ не расставляет оценок, он - изящно-ироничный комментарий на полях. О том, что «Познание искусства», как и одноименная витрина, может напоминать даже какую-то сюрреалистическую камеру пыток (сами увидите, что тут приготовлено), но главное, там на стене висят маски с буратинским носом из проекта Макаревича Homo Lignum, так вот нужно только стараться не одеревенеть. Проект «Анализ искусства», хотя Макаревич и Елагина бесконечно далеки от политических моралите, все-таки подспудно оставляет очень своевременную закладку в большой книге истории искусства - там, где говорится, что вообще искусство, взять ли микеланджеловского Давида или авангард, или Мухину, или Пластова, или советский андеграунд, это еще и про возможность задавать вопросы, делать процесс объемным. В прямом и переносном смысле с разными ракурсами. Про то, в конце концов, чтоб была «свобода художественного поиска», раз уж часть постоянной экспозиции, где работают теперь Макаревич и Елагина, так названа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
402
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
420
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
359
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
447

Другие новости