0
3186
Газета Культура Интернет-версия

22.10.2015 00:01:00

Перевернутый мир со смещениями

Тэги: группа аес, михаль ровнер, современное искусство, видеоразмышление, музеи


группа аес, михаль ровнер, современное искусство, видеоразмышление, музеи Этот безумный, безумный мир. Фото предоставлено пресс-службой Мультимедиа Арт Музея

Проекты АЕСов Inverso Mundus и «Смещения» Михаль Ровнер объединяют, пожалуй, только хрестоматийные «Что? Где? Когда?». Впрочем, это принципиальные моменты. Все художники показывают видеоразмышления о мире в музее на Остоженке и в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства. АЕС+Ф – Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес – в формате фестивальной спецпрограммы, Михаль Ровнер – как спецгостья смотра.

Несмотря на то что в начале 40-минутного фильма АЕСов ухоженные, как для обложки модного журнала, люди меланхолично и обильно поливают улицу бурой жижей, в происхождении которой не приходится сомневаться, а в видеокартинах Ровнер на первый взгляд и вовсе будто бы ничего не происходит, объединяет художников медитативный взгляд на мир. Он и есть повод поговорить о них вместе, тем более что все герои остаются верны своим сюжетам и своему видеопочерку.

Мировая премьера Inverso Mundus состоялась на нынешней 56-й Венецианской биеннале – в ее параллельной программе, впрочем, участие и в венецианском смотре, и в московском для АЕСов дело привычное. Название для работы – «Перевернутый мир» – они позаимствовали из старинной гравюры и в своем видео следуют изображенным на ней перипетиям: нищий подает милостыню обеспеченному, мужчины и женщины меняются ролями, свинья освежевывает мясника и т.д. То, что мир периодически сходит с ума, не назовешь breaking news, просто АЕСы взялись напомнить об этом с современными героями и декорациями. Им не чужды пышные то ли оргиастические, то ли апокалиптические – с холодной красивостью перетекающие один в другой – сюжеты, которые можно умело препарировать в супертехнологичном видео. Они делают экспортный продукт класса люкс, который не стыдно показать в мире.

В офисе скучающих бизнесменов и бизнесвимен сменяют бродяги с улицы – те же персонажи с теми же лицами, просто они меняются местами. Дорвавшиеся до орудий пыток красотки истязают сильный пол. В бой идут старики и дети – стенка на стенку, в глянцевом стерильном мире молодость стала всепобеждающим культом. Эпизод первый, второй… четвертый… Зритель быстро понимает, что сцены построены по одному принципу: тут мучают, там бьют – но все это нагнетается размеренно и намеренно долго. Так что расчет на медитативную эффектность дает сбой, как и идея сыграть на диссонансе стремительных по сути и замедленных по экранной форме действий. Поскольку похоже, что художники вовсе не хотят сказать больше, чем показывают. У «Перевернутого мира» всю дорогу одинаковый пульс и одинаковая частота дыхания. Начинают действие в прямом и в переносном смысле из ниоткуда и уходят в никуда: приговор миру вынесен уже давно и не ими, а копаться в частностях неинтересно. Впрочем, время от времени с небес перевернутого мира валятся химеры и мутанты вроде осьминога с головой мопса, это немного разнообразит картину. Любопытно, что будет, если вместо классической музыки фоном пустить хоть шнуровское «Никого не жалко, никого/ Ни тебя, ни меня, ни его» и показывать перевернутый мир на разных торжественных собраниях. Раз уж начать и бросить смотреть можно с любого места.

У живущей между Израилем и Штатами Михаль Ровнер, которая, к слову, была одной из пионерок Московской биеннале, привезя свою выставку еще на самый первый смотр, – медитативности еще больше. Видеополотна глядят неподвижными абстракциями, а может, макросъемкой камней и пустынь, где темные полосы – лишь прожилки. Белое, черное, красное как визуальный аккомпанемент статики. После выставки 2002-го в Музее американского искусства «Уитни» Ровнер числится в пионерах ненарративного видео. Она прогремела выставкой в павильоне Израиля на 50-й Венецианской биеннале 2003 года, а 10 лет спустя показала в Аушвице-Биркенау «Следы жизни», собрав в одном из бараков рисунки 1,5 млн убитых нацистами детей. Самое важное для Ровнер – человек.

Она сближает живопись, фотографию и видео, развешивает по залам панорамы, триптихи – и «Трещины времени». Художница рассказывала в интервью, что всегда снимает людей в конкретных местах и что политика для нее важна. Но в видеофресках время и пространство максимально растянуты, сглажены, чтобы в прожилках и темных полосах разглядеть вдруг людей. Различимы лишь силуэты, которые идут то вереницей, то в одиночку, будто замирают и снова пускаются в путь без начала и конца. Сейчас тут много что можно вспомнить, можно – новую фазу кризиса миграции. Обобщение у нее гуманистично, через общее художница видит, хочет видеть частное. Человеческое. В «Трещинах времени», финальной точке выставки, огромные человеческие тени бледнеют по мере того, как за ними, сквозь них разрастаются разломы камней, тектонические сдвиги жизней – а потом наоборот, и все это на фоне черных полос, тех самых неустанно движущихся фигурок. В ровнеровских «Панорамах» вроде бы кто-то просто махнул по холсту кистью, а в этом «махнул», в остановленном и зацикленном времени – жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
509
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
450
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
541
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
402

Другие новости