0
3706
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2016 00:01:00

В вихре Бакста

Тэги: выставки, пушкинский музей, лев бакст


Костюм Арлекина, созданный для балета «Карнавал».	Фото автора
Костюм Арлекина, созданный для балета «Карнавал». Фото автора

Выставку «Лев Бакст/ Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения» Пушкинский музей готовил по инициативе куратора Джона Боулта, директора Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии, хорошо известного в России специалиста по русскому искусству первой половины прошлого века. А со стороны ГМИИ показ курирует завотделом личных коллекций Наталия Автономова. Из-за давнишнего конфликта вокруг библиотеки Шнеерсона в Россию нельзя было привезти бакстовские работы из американских музеев. Впрочем, и нынешняя ретроспектива, список участников которой – музеев и частных коллекций России и мира – занял бы треть газетной рецензии, получилась огромной.

Даже обычной для больших ретроспектив площадки в главном музейном здании ей не хватило. Она краем – двумя залами с ранними вещами и с документами – задела Отдел личных коллекций, впрочем, главную порцию своего витиеватого многоцветья выплеснув, конечно, за классическим портиком клейновского храма искусств. Пушкинский музей – третья после Национального художественного музея Беларуси в Гродно (где родился Лейб-Хаим Розенберг, взявший псевдоним Бакст в 1889-м к первой своей выставке), где решение праздновать 150-летие было принято на уровне ЮНЕСКО, и Русского музея, институция, чествующая всемирно известного мирискусника. Делает ГМИИ это нарядно, так что летнее межсезонье затишьем здесь никак не назовешь.

Бакст – фигура в истории искусства хрестоматийная, классическая и для русской, и для французской культуры благодаря дягилевским Русским сезонам, показавшим миру русское искусство и переменившим мировое представление об искусстве сценическом. И все-таки, читая, например, слова искусствоведа Елены Беспаловой, написавшей книгу «Бакст в Париже», о том, «что западные музеи фактически не участвуют в праздновании юбилея Бакста, а поскольку парижский период жизни Бакста более плодовит, чем русский, ждать открытий следует в Европе. Но западные музеи из-за санкций работ на выставку дают немного. Значительная часть крупных произведений, которые хранятся в Метрополитен музее, в МоМA в Нью-Йорке, на выставке у нас не представлены» (см. «НГ» от 03.06.16), понимая, что есть еще много чего про него недопроявленного, дивишься – просто по-человечески дивишься – энергии и жадности до жизни этого прожившего, в общем, совсем недолго, с 1866 по 1924-й, мастера.

Помимо главного, театральных работ, джентльменский набор Бакста – это эскизы женских шляпок с почти залихватским подходом к шляпным полям, рисунки для бонбоньерок, обложки и заставки для журналов (от «Мира искусства», раз уж Бакст – знаменитый символист и один из главных в одноименном движении, до Ежегодника императорских театров), открытки и конверты, портреты друзей, включая рисунок с эксцентрично одетой в мужской костюм Зинаидой Гиппиус или живописный «Ужин» с женой Александра Бенуа, чью улыбку на этой картине Василий Розанов сравнил с джокондовской. (А в 1923-м он еще напишет автобиографический роман «Жестокая первая любовь».) Эпоха модерна стремилась к синтезу искусств, Бакст ей вторил, запросто увлекаясь разными масштабами и жанрами. Вот занавес «Элизиум» для Драматического театра Веры Комиссаржевской 1906 года (к сожалению, колонны Белого зала мешают рассмотреть его с должного расстояния). А вот, к примеру, эскиз программки к «Прощальному бенефису г-жи М. Кшесинской» 1904-го. Большое и маленькое с общим знаменателем изысканной графичности.

Кажется, для него не было таких вещей, которые нельзя было бы назвать искусством и притом не привнести в повседневную жизнь. Потому что вот в Белом зале гегемонами стали подиумы со сценическими костюмами (из коллекции Александра Васильева, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и из Музея Академии Вагановой), а на колоннаде, помимо театральных работ – скажем, знаменитого розового костюма, сделанного для Вацлава Нижинского в «Видении розы», – в витрине показывают сшитое по бакстовскому эскизу для Дома моды Пакен платье. Атлас, парча, тюль, жемчуг, бисер – Бакст и не в сценической одежде предпочитал многословные сочетания фактур. Или вот он, эстет и денди – и в ГМИИ показывают бакстовские автопортреты – придумал для балета-пантомимы «Карнавал» на музыку Шумана представить на эскизе Панталоне тоже эдаким денди – в белых брюках с зелеными лампасами, в горчичном пиджаке и зеленых перчатках, в белом в зеленый горох жилете...

«Клеопатра», «Шехерезада» (к которой, кстати, Бакст вместе с Бенуа писал и либретто), «Послеполуденный отдых фавна», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя»... – Бакст в юности мечтал стать «самым знаменитым художником в мире», в Париже мечта сбылась. Известным он стал, хотя нельзя сказать, чтобы все шло гладко. Да, покинувший Императорскую академию художеств в Петербурге, которая не приняла его конкурсную работу «Богоматерь, оплакивающая Христа», Бакст в 1914-м будет удостоен звания академика. Но до того, когда в 1912-м художник приезжал в Петербург, ему было предписано выехать из столицы из-за национальности: после убийства Столыпина осенью 1911 года Николай II принял антисемитский указ. Да, можно вспомнить, что Идой Рубинштейн Дягилев был обязан Баксту (который работал с танцовщицей и отдельно от импресарио). А самого художника можно назвать виньеткой Русских сезонов – и притом помнить, что с Дягилевым они разойдутся, начнется отчуждение, когда импресарио увлечется авангардом и начнет привлекать к постановкам, например, Наталию Гончарову и Михаила Ларионова.

Театральные эскизы Бакста сами ведь напоминают виньетки. Сделанные ради костюма, они получались еще и пластической зарисовкой, законченной в себе работой – что Нижинский, «скрутившийся» будто в заглавную букву в гуаши к легендарному «Послеполуденному отдыху фавна». Что Ида Рубинштейн в «Танце семи покрывал» из «Саломеи», в «Клеопатре» или «Шехерезаде». Что Анна Павлова в «Восточной фантазии». Орнаментальные материи часто прошиты, как стежками, серебристыми и золотистыми мазками, ткани продолжают и подхватывают движения чувственных тел, все это – часть орнаментальной фантазии с привкусом эротизма. Часто – с ориенталистской нотой, которая в графике Бакста звучала, конечно, гораздо стройнее, чем даже в программном полотне «Древний ужас» (которым сам художник, кстати, был недоволен). Все-таки Бакст – график par excellence, его стихия – силуэт, линия, след эмоции.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости