0
2133
Газета Культура Интернет-версия

04.08.2016 00:01:00

Летом театр выходит на улицы и квартирует в универмагах

Тэги: remote moscow, remote x, спектакли, интерактивные спектакли


remote moscow, remote x, спектакли, интерактивные спектакли В таких проектах зрителям есть за что аплодировать даже самим себе. Фото со страницы Remote Moscow в «ВКонтакте»

Remote Moscow немецкой театральной компании Rimini Protokoll и московского импресарио Федора Елютина проходит в столице вот уже второй сезон. Прижился! Известный мировой проект Remote X добрался до Москвы в прошлом году – тогда сыграли 200 спектаклей. В новом сезоне, который продлится до октября текущего года, планируют показатели удвоить. В то время как в больших и малых европейских городах (от Лозанны до Милана) играли порой всего чуть больше полусотни.

Спектакль-путешествие или аудиопредставление Remote X (remote переводится как «удаленный» или «дистанционный») – это и театр, и городская экскурсия, и социальный эксперимент, и развлекательный флешмоб, и даже психотерапия – все сразу. Группа участников под руководством аудиогида совершает прогулку по городу, выполняя по ходу маршрута задания голоса: сделать балетные па у поручня эскалатора, пройтись задом наперед по бульвару, подумать о вечном у стен церкви. Маршрут из точки А в точку Б становится экзистенциальным путешествием внутрь себя и разговором по душам – с городом, случайным попутчиком из команды, небом над головой.

В основе драматургии спектакля-променада лежат, как и положено пьесам, мини-конфликты, неразрешимые противоречия: что есть общество – собрание отдельных единиц или сплоченная стая? Мы, как личности, зависимы от общества или искренне нуждаемся в нем? Город – это пространство естества или искусственности? Человек – свободен или запрограммирован? Над этими и многими другими вопросами предлагает поразмышлять голос, который собеседует с тобой на протяжении всего маршрута, то спрашивая напрямую, то подкидывая образы из окружающей среды для сравнения и личного вывода. Пройдя путь длиной в 100 минут – от надгробий уютного Миусского кладбища до открытой крыши здания на Петровке, ты внутренне «перезагружаешься». Тебя ведут от прошлого – человек, около могилы которого ты остановишься на кладбище, наверняка умер еще до твоего рождения. К будущему – в финале голос обещает встречу в новой реальности, где больше не будет смерти и разложения, и ты должен испариться в небо вместе с белесым паром, невесть откуда взявшимся. И ты словно перерождаешься из человека смертного в нетленный субъект с искусственным интеллектом, который всем нам светит в будущем. Главная коллизия Remote X – об этом. О том, что «смерти нет, есть только ветер», как поет екатеринбургская группа «Курара».

Философия бренности бытия, периодически транслируемая в наушниках, все-таки излишне голословна, чем и отталкивает: «посмотрите на могилу в земле, представьте человека, который уже исчез. Мы знаем, что и с нами когда-нибудь случится то же самое» или «поднимайтесь пешком по эскалатору, если хотите продлить себе жизнь. Вы довольны тем сроком, который, как вы полагаете, проживете?». А самыми занимательными становятся линии, завязанные на конструировании социальных механизмов (группа становится митингом, похоронной процессией, монашеской братией) и исследовании того, как среда манипулирует человеком. Можем ли мы позволить себе сделать в общественном пространстве то, что не принято? Как влияет на нас мнение толпы? Кто мы – смельчаки из первых рядов или ведомые, тянущиеся в хвосте? И если обгонять, отделяться от «стаи» и противостоять макросоциуму в своей маленькой группке «особенных» желание возникает естественным образом, то станцевать в вагоне метро под музыку из наушников на глазах обычных пассажиров (в этот момент они – зрители, а мы – актеры) сможет не каждый. А если продолжить театральную метафорику, то суть театра, в этом, казалось бы, нетеатральном действии, остается именно в феномене коллективного переживания. И театр случается не тогда, когда мы обнаруживаем, что мимо текущая реальность и есть непрекращающийся театральный спектакль, а когда проживаем радость и горесть от увиденного, услышанного, прочувствованного вместе, коллективно, как если бы смотрели на сцене «настоящего» театра трагедию или комедию.

Хотя Remote Х абсолютно не рассчитан на историю города, его историческое прошлое, что часто ждут от подобной «экскурсии», внутри нее заложено повествование о том, что движет настоящим мегаполиса. И для Москвы – это, безусловно, идея столицы общества потребления – от Савеловского рынка возле Третьего транспортного до ЦУМа напротив Красной площади. Маршрут можно интерпретировать и так. Между стартом и финалом, нетривиальными точками в структуре города, проложен путь по Москве знакомой. И, хотя создатели закладывают идею взглянуть с новой точки зрения на привычные предметы, хоженые не раз улицы, становится немножко обидно, что открываешь для себя так мало потаенных, неизвестных доныне, мест.

И конечно, отдельной строкой в сознании всегда присутствует любопытство – а как это сделано? Ведь компьютерная программа, озвучивающая маршрут, продумана до мелочей: знает, когда объявят в метро остановку, на какой минуте загорится зеленый свет светофора, в какой подгруппе ты захочешь пойти – первой или третьей (так, я однажды, не определившись, к кому лучше присоединиться, танцующим или идущим вперед, поплатилась сбоем диктора). Но непредсказуемая жизнь, природа и человек все равно оказываются сильнее и внезапнее машины: неожиданно начинается дождь, а на столах в монастырской трапезной вовремя не оказываются запланированные к подаче пирожки (буфетчица припозднилась!).

Свежую премьеру этого лета, русскоязычную версию очередного западного проекта, раздвигающего границы театра, Федор Елютин запустил в копродукции с бельгийской компанией Ontroerend Goed. Перформанс «Твоя_игра», который сейчас играют на территории «Цветного», был придуман режиссером Александром Девринтом и объехал уже 12 европейских городов. В отличие от Remote X, «Твоя_игра» – это тет-а-тет performance. Не командный, а строго индивидуальный опыт для одного зрителя, который становится тут же и актером, и драматургом, и режиссером спектакля. Но вот что объединяет интеллектуальные квесты-спектакли, так это стимул познания. И если немцы предлагали, документально фиксируя реальность, разоблачить себя как частичку системы, то бельгийцы дают возможность в ситуации анонимности через других людей познать себя как личность, уникальную единицу.

Лабиринт скрывает извилистые коридоры с комнатами. Декорации – как в старом американском фильме: красные бархатные ширмы, зеленая лампа, журнальный столик. Да и трюки примерно оттуда же: зачем я сижу один и чего-то жду? Почему в пустой комнате вдруг звонит телефон? Куда я иду по темному тоннелю? Как зеркало вдруг становится пустотой?

Ты один или в диалоге со случайным/воображаемым собеседником, в зеркальном танце с молчаливым проводником. Наблюдаешь за собой или за Другим, фантазируешь о нем (другом человеке) или рассказываешь о себе. Но что бы ты ни делал (наблюдаешь за кем-то через стекло, придумываешь историю жизни незнакомого человека), внезапно понимаешь, что все, что ты воспринимаешь вокруг, есть проекция твоего собственного «я». Как часто мы смотримся в зеркало, чтобы понять, как выглядим со стороны? Каждый день. А если «зеркалом» вдруг станет живой человек, который, как ожившее отражение, вдруг покажет всего тебя до малейшего поворота головы и интонаций, «прилипших» словечек, глупых ужимок?

Хитросплетения закольцованной истории, где ты словно встречаешься с тремя версиями самого себя, дают мощный рефлекторный стимул. Что бы хотелось в себе изменить, чтобы почувствовать себя счастливым? Что нам нужно, наконец, в жизни? От тебя ждут ответов, и ты волей-неволей должен признаться в чем-то, возможно, не слишком приятном, но точно полезном в своем осознании.

Да, и про театр. «Твоя_игра» – это действительно театр. Главный аттракцион, который выстрелит для каждого в финале, завязан на средоточии театральных сил – актере. И от актерского таланта и умения вживаться в образ зависит ваше мнение – стоила ли игра свеч. И тут надо сказать, что актеры не подводят. И вы их, возможно, даже узнаете - это вчерашние студенты мастерской Дмитрия Брусникина Школы-студии МХАТ, набравшие популярность в театральной Москве уходящего сезона. Поэтому в московском варианте перформанс оброс своебразным контекстом – тут же вспомнинается вербатим-концерт брусникинцев «Это тоже я». Так что на моментальном перевоплощении в любой человеческий типаж они, как говорится, собаку съели.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Владимир Полканов

В регионе надежно утилизировали все реакторные отсеки списанных атомных подлодок

0
823
Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.

Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.

Алиса Сафонова

0
512
Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Анастасия Башкатова

Чтобы автопарк омолаживался, в стране должно продаваться 2–5 миллионов новых машин в год

0
2309
Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Ольга Соловьева

У населения остается все меньше свободных денег после обязательных платежей

0
1933

Другие новости