0
2046
Газета Культура Интернет-версия

23.08.2016 00:01:00

Портрет как способ вынести ясность

Тэги: выставка, портрет, дом гоголя


выставка, портрет, дом гоголя Интрига «Портрета» разыгрывается в черно-белых «декорациях» силуэтов и теней. Фото со страницы Нового крыла Дома Гоголя в Facebook

Выставку «Портрет» можно анонсировать словами «от создателей проектов «#авторжжёт» и «Игроки» – собственно, в Новом крыле Дома Гоголя примерно так и поступили, ну не столь буквально, но с таким смыслом. Справедливо. Кураторы – художники Анна Румянцева и Алексей Трегубов – придумали и начали на этой площадке показ выставочных посвящений классику. И добавляют в свой диалог с ним всё новые реплики. Сейчас, отталкиваясь от мистической повести «Портрет», впрямую не говоря о ней, тут «перекинулись» на образ самого писателя. Сделав из представлений о его облике историю, которую время обратило в миф.

Белые комнаты с черными силуэтами, отбрасывающими будто бы «тени», черные комнаты с белыми «вспышками»-силуэтами, обстановка этих каморок, из абрисов постепенно превращающаяся в остовы и в сами предметы, – театральные художники Анна Румянцева и Алексей Трегубов чувствуют пространство, и из развития отдельных «сцен» своего проекта создают стилистическое целое, самостоятельное произведение искусства. С завязкой истории, ее развитием, кульминацией и развязкой, где кроме тайн за закрытыми дверями, раскрывающихся по ходу вашего движения, остаются и нераскрытые тайны за дверями полуоткрытыми. Начало и финал зарифмованы. Выразительность решения – в лаконизме. Сценография становится развитием мотива, из которого вытаскивают то одну, то другую черту. Все – в границах черно-белой гаммы.

В таких декорациях разыгрывается интрига выставки – интрига между впечатлением и фантазией, между кажущимся и воображаемым. От живых воспоминаний гоголевских современников о его облике (про взгляд, ласковый, но несмеющийся, про эспаньолку, про волосы, то каштановые, то белокурые, а то и вовсе парик, про надетый вдруг и не виданный ни до, ни после сюртук – специально для позирования Федору Моллеру, но главным персонажем, как нетрудно догадаться, оставался нос Гоголя, обсуждавшийся с удовольствием и с красноречием, так что в принципе у выставки мог появиться еще подзаголовок, одноименный другому произведению, – до монументализации писателя в виде двух московских памятников. И монументализация эта, предпринятая по случаю 100-летия со дня рождения (памятник Николая Андреева) и затем века с момента смерти (работа Николая Томского, занявшая, как известно, место «скорбного» андреевского произведения на Гоголевском бульваре), одновременно была вехой в том, как образ Гоголя мифологизировали. Заменив с точки зрения советской эпохи «неправильный» в своей горечи памятник Андреева монументом Томского, которым остался недоволен даже сам скульптор. В темной-темной комнате стоит бюст Гоголя работы как раз Томского, сделанный в 1951-м, «накануне» памятника, – на него падает луч света, а на полу разложены бумажные страницы с воспоминаниями (промелькнут слова «на Смоленском рынке был найден худой, длинноносый натурщик, с которого Андреев лепил фигуру Гоголя» – и скроются под другими листами), и можно представить себе, что их ворох шуршит, как осенние листья у подножия самих памятников неподалеку отсюда.

Каким Гоголь был или каким он должен остаться в воспоминаниях – и у каждого свой или один на всех? Сюжет, утвержденный размышлениями о памятниках писателю, выходит на новый виток, распадается на разные гоголевские портреты, глядящие с киноэкранов: от Гоголя – Георгия Вицина (в «Белинском» Григория Козинцева), Гоголя – Александра Трофимова (В «Мертвых душах» Михаила Швейцера) до Гоголя – Евгения Редько или Евгения Воскресенского (в относительно недавних фильмах Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший» и Артура Виденмейера «Гоголь. Прощальная повесть»). Гоголь превращается в миф, в стремлении к нему приблизиться можно с таким же успехом от него и отдалиться. Апогеем такой мифологизации оказывается «мемориальный» зал с предметами из Дома Гоголя. Поскольку подлинных осталось мало, музею приходится собирать посвящения классику (на сайте Дома Гоголя, к слову, имеется специальный раздел о новых поступлениях – весьма красноречивый).

Чего в этой комнате только нет! От рисунка с Гоголем в гробу, сделанного в третьей четверти XIX века, до всевозможных сувенирных статуэток с классиком, уже в 2010-х сформованных. От настенных медальонов с его изображением до кофейной чашки, от гжельского кабинетного бюста до подсвечника, портсигара и даже поильника «Миргород»... Как не без иронии показали кураторы, классик превратился едва ли не в масскульт и в китч. Со всех стен глядят Гоголи – и все разные, хоть кто-то делал портрет как реплику знаменитого моллеровского изображения, – но тщащиеся сохранить какое-то единство, видно, в угоду общепринятым представлениям о писателе. Есть, кстати, и портрет на металле, напоминающий известное по дагерротипу изображение Гоголя (сам групповой портрет писателей и художников в Риме работы Сергея Левицкого сейчас не показывают, но, если память не изменяет, он уже был на выставке «Игроки»). Фаворитом корреспондента «НГ» стал гобелен с Гоголем 2011 года выделки – писатель с неопределенным выражением лица, с бабочкой, обратившейся каким-то кошачьим бантом, и свешивающаяся с изделия пестренькая бахрома. Читая про перипетии художника Чарткова в «Портрете», порой думаешь: «Как такое могло получиться?!» Так и здесь. 

Исследуя появление мифа и то, в каком направлении он трансформируется, кураторы смотрят на него сквозь призму слова, образа и изображения. И, как в гоголевском «Портрете», разница между туманными представлениями о простом сходстве, в противовес которому живет образ, тут важна – потому, строя выставку, они не побоялись включить сюда и вещи «массового» качества – смелый жест, нужный в этом выставочном маршруте. Историю-то эту все равно закрывает сам Гоголь, оставшийся за приоткрытой дверью. Пусть писатель там – тоже не совсем он.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости