0
3812
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2016 00:01:00

Рекорды Рихтера трудны

Тэги: современное искусство, абстракция, герхард рихтер, еврейский музей


Реальность изобразить невозможно, говорит художник.  	Фото автора
Реальность изобразить невозможно, говорит художник.   Фото автора

Памятнику конструктивизма, Бахметьевскому автобусному парку, не впервой представлять у себя классику живописной абстракции. Сейчас Еврейский музей открыл выставку Герхарда Рихтера, на которую многие, вероятно, пойдут из-за имени: обладатель всевозможных наград, до 2013-го Рихтер числился самым дорогим из живущих художников, пока его не «подвинул» Джефф Кунс. А в 2010-м, когда на улице Образцова квартировал «Гараж», здесь делали выставку Марка Ротко, тоже топового мастера, но уже из прошлого. Рихтеровский показ «Абстракция и образ» не ретроспектива, хотя сюда и вошло около 60 работ 1973–2016 годов. По сути, это довольно камерная экспозиция, выстроенная вокруг цикла-инсталляции «Биркенау».

Кроме «Биркенау» все остальное – серии и отдельные картины, варианты разных подходов к абстракции можно было бы не показывать. Серия о концлагере в том, как она «раскадрована» по этапам работы и размышлений художника, – ядро выставки, смысловое и пространственное. В большом зале рихтеровской выставки – прямоугольник другого зала: там развешаны снимки из концлагеря, четыре огромных холста с всполохами размазанной краски, полномасштабные снимки этих полотен и фотомозаика из по-новому скомпонованных 93 фрагментов этой абстракции. В 2003 году были опубликованы фотографии, сделанные входившим в зондеркоманду еврейским узником Биркенау. Рихтер узнал об этих кадрах в 2007-м и в 2014-м использовал для одноименной серии.

Спроецировав снимки на холст, он сначала сделал угольный рисунок, потом черной и белой красками сымитировал фотографии. А через некоторое время нанес поверх этого зеленую и красную краски и смазал все изображение в абстракцию, оставив эмоции колорита и фактуры то гладкой, то пастозной, то будто изъеденной, израненной. Как будто что-то закатано в холст и видны только помехи.

Рихтер обращался к теме нацизма в разные годы: в 1965 году написал по фотографиям портреты, которых здесь нет: «Дядя Руди», он как на нечетком снимке, но хорошо различим в форме гитлеровской армии, и «Тетя Марианна» (в нацистское время она подверглась принудительной эвтаназии из-за болезни). «Проявленное» в живописи изображение в «Биркенау» Рихтер затем скрывает. То, что почти невозможно представить и передать, но и не помнить о нем невозможно. И отталкиваясь от фотографий как документальных источников, свои картины Рихтер тоже в итоге превращает в огромные фоторепродукции или в маленькие детали, будто абстрагируясь и от созданных им картин.

Куратор нынешней выставки Пол Мурхаус, сотрудник лондонской Национальной портретной галереи, говорит, что решение о проведении показа было принято довольно быстро и он был задуман именно под Еврейский музей, а не как введение в искусство Рихтера. Возможно, эти слова сказаны отчасти для того, чтобы оправдать камерность экспозиции. Она небольшая в масштабах известной продуктивности Рихтера, о которой, в частности, можно судить по его образцово подробно составленному сайту и по тому, что год назад вышел 4-й том его каталога-резоне с работами 1988–1994 годов. В теперешнюю выставку вошли произведения из частных собраний и, как говорили «НГ» в пресс-центре музея, из студии художника. У показа два фокуса. С одной стороны, все здесь как будто становится дополнением к серии «Биркенау» (к еврейской теме Рихтер обращается еще в абстракции «Агада»). С другой, в целом все подчинено рассказу о поисках Рихтером своего пути абстракции. Поскольку более ранних, написанных по фотографиям и сравниваемых с фотореализмом работ 1960-х  вроде «Эмы», которую показывали в Эрмитаже на Manifesta, 10, два года назад, сейчас нет (абстракция начнет преобладать в его творчестве позже, в 1970-х).

«Ты хочешь понять то, что видишь, и пытаешься зафиксировать это в картине. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность» – слова художника и «тема» его работ. Послевоенное искусство искало адекватный изменившемуся миру язык. Отец Рихтера, как и все учителя в то время, был вынужден вступить в национал-социалистическую партию, потом был призван на фронт, попал в плен и после войны из-за прошлого членства в партии не мог вернуться к преподаванию. Самого Рихтера записали в юнгфольк, и просто по малости лет он не попал на войну и в гитлерюгенд. В 1950-х он учился в Дрездене, даже наваял в местном Немецком музее гигиены фреску «Радость жизни» (ныне закрашенную), слом произошел в 1959-м, когда на кассельской Documenta, 2, он увидел, в частности, работы Джексона Поллока и Лючио Фонтана. В 1961-м Рихтер переехал в ФРГ, поступил в дюссельдорфскую Академию художеств, и пошел отсчет его совсем других художественных опытов.

Можно сказать, он шел к тому, что изображение реальности бессмысленно, но возможен поиск ее образа. И тогда, с одной стороны, на выставке есть его адресующая еще к раннему, дрезденскому периоду, графическая серия «Эльба» (вернее, цифровые отпечатки сделанного в 1957-м) с изображениями, абстрагирующимися от видимого, но все же напоминающими пейзажи с луной и человечками. А с другой стороны, сейчас показывают зрелую «картину» «Зеркало. Серое» (1991), когда зритель вместо изображения, пресловутой реальности и всего остального смутно видит свои контуры на закрашенном стекле. Привезли и другую вариацию с серым, каких он много писал в начале 1970-х – холст «Серое», фактурно записанный одним тоном, так что реальность здесь – реальность картины, ее неоднородной поверхности. Здесь выставляют абстракции, написанные на досках и даже на стекле (серия «Аладдин» 2010-го, этакий эксперимент с тем, как краски перетекают друг в друга и какую ассоциацию в итоге яркие работы вызывают). И есть здесь отпечатки из рихтеровской книги 2004 года «Части войны»: бок о бок оказываются фрагменты его «Абстрактной живописи» 1987-го и текст немецкой газеты о начале войны в Ираке, абстрактные образы и представления конкретных событий СМИ. Рихтер будто говорит, что реальность изобразить невозможно, все равно получатся определенным образом окрашенные ее образы.

Честно говоря, порой понять его работы, когда, например, в «Посещении музея» часть случайных фотоснимков вдруг стихийно и глухо перекрывается цветным лаком, трудно. Это не лирическая абстракция Василия Кандинского, не медитативные работы Марка Ротко, у Рихтера вместе с эмоциональностью, кажется, много рассудочности жеста, если говорить именно о живописи, как он формирует фактуру своих работ. Это интеллектуальный поиск художника. Ну, а что до арт-рынка, где Рихтера потеснил понятный, веселенький Кунс, в том, что здесь маятник качнулся в противоположную сторону, возможно, кроме случайности рулетки есть и своя правда человеческого восприятия, балансирующего между очень сложным и очень земным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
410
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
431
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
367
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
453

Другие новости