0
1970
Газета Культура Печатная версия

20.03.2017 00:01:00

Советского зрителя слишком увлекал "западный угар"

Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отметил свое 80-летие

Тэги: ансамбль народного танца, игорь моисеев, юбилей, ансамбль моисеева, мерс каннингем, кгб, молотов, ким чен ир


ансамбль народного танца, игорь моисеев, юбилей, ансамбль моисеева, мерс каннингем, кгб, молотов, ким чен ир Здоровая доля консерватизма теперь оказывается спасительной. Фото РИА Новости

Юбилей моисеевцы отметили масштабным концертом на сцене Большого театра. В праздничный вечер подарки дарил юбиляр: русский танец «Лето», «Сиртаки», молдавский «Жок», венесуэльский «Хоропо», «Арагонская хота»… Тот самый случай, когда сюрпризов не ждут. Ждут то, что помнят, знают, чем привыкли восхищаться каждый раз, как в первый.

Родившийся в мрачном 1937 году — повитухами были Керженцев и Молотов – ансамбль Игоря Моисеева (хочется убрать из названия официозное «имени», это Его ансамбль, таким родился, таким остается) оказался самым искрометным, жизнеутверждающим, дарящим восторг и радость. И одним из самых жизнестойких. По его гастрольной хронике можно изучать историю и геополитику. В феврале 1945-го налаживали отношения с недавним врагом – Финляндией. В разгар дружбы с Китаем родился «Танец с барабанами». В США в конце 50-х журналисты уверяли, что так танцевать способны только специально натасканные работники КГБ. После американских гастролей в 1961-м в афише появился номер «Рок-н-ролл». Ненадолго – слишком уж увлекал советского зрителя «западный угар».  Восстановили номер полвека спустя. 

В 90-е Моисеев признавался: «Выгоднее не давать концерты, чем давать. Единственное спасение – зарубежные гастроли. Каждая позволяет продержаться несколько месяцев». Они держатся. Десять лет из 80 – без своего создателя. Новые танцы отбирают долго и придирчиво. Так, несколько лет назад Ким Чен Ир откомандировал к моисеевцам хореографа Пэ Ын Су, и репертуар пополнился причудливым корейским «Трио». В программу юбилейного концерта вошла свежая премьера: художественный руководитель ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмес» Аслан Хаджаев поставил для дружественного коллектива танец «Тляпатет». Двенадцать танцовщиков исполняют его на котурнах – во времена древних адыгов такая обувь придавала грации черкешенкам из княжеских родов, отчего их называли «француженками Кавказа». Специально к премьере адыгские мастера создали и изысканные костюмы ручной работы. Мужская часть труппы поразила легкостью, задорным пренебрежением законом всемирного тяготения в знаменитой «Флотской сюите». 

В свое 90-летие юбилей Моисеев, напомнив, что стал балетмейстером в 24, заметил: «Обычно балетмейстерами становились, когда прощались с карьерой танцовщика. Под старость. Старое и несли в танец. Сегодня происходит то же самое. Консервативность одолевает». Конечно, пока дело возглавлял сам Мастер, о консерватизме и речи быть не могло. Разве что в непререкаемой, чтобы не сказать безжалостной, требовательности к тренингу, в результате чего фантастическая, от зубов, вернее, от носков, пяток и коленей отскакивающая виртуозность заставляла зрительскую кровь закипать. Но когда создатель и вдохновитель уходит и хочется во что бы то ни стало сохранить накопленное, здоровая доля консерватизма оказывается спасительной.  Сам Игорь Александрович и то сомневался: «Я не уверен,  что ансамбль после меня продержится. История такого коллектива, как наш, измеряется жизнью того человека, который его создал». Поступают ведь, например, и так, как культовый американский хореограф Мерс Каннингем, оставивший завещание: после его смерти должны умереть и его постановки. 

Моисеевцы выбрали другой путь. Они – живут. Сохраняют старые мехи в таком состоянии и качестве, что в любой момент в них без опасения можно влить новое вино. Да, не хватает нынче таких ярчайших звезд, как, скажем, Рудий Ходжоян, Лев Голованов и Борис Санкин. Без них потускнел драйвовый и обольстительный танец аргентинских пастухов «Гаучо». Артистизм, чувство стиля и национального колорита сегодня подчас уступают технике. Но существует школа-студия при ансамбле. И некоторые из ее учеников  – в юбилейный вечер ребята с блеском исполнили белорусский «Крыжачок» – определенно вселяют надежду. «Жизнь всегда нова. Это бесконечное повторение попыток. Ошибочно лишь прекращение усилий», – так любил говорить Игорь Александрович.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


С инфраструктурным размахом: ВЭБ вложился в аэропорты

С инфраструктурным размахом: ВЭБ вложился в аэропорты

Виталий Барсуков

0
499
“Единая Россия” готова усилить Госдуму управленцами

“Единая Россия” готова усилить Госдуму управленцами

Галина Грачева

0
544
Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Олег Никифоров

Федеральный президент ФРГ выступил с речью о необходимости извлечь уроки из истории нападения  Германии на СССР

0
1398
С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

Алла Хемлин

0
1071

Другие новости

Загрузка...