0
2833
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2017 00:01:00

Онегин против Татьяны

Тэги: финская национальная опера, премьера, евгений онегий, музыкальная критика


финская национальная опера, премьера, евгений онегий, музыкальная критика Ленский в этой постановке словил случайную пулю. Фото предоставлено пресс-службой театра

В Финской национальной опере в Хельсинки поставили оперу «Евгений Онегин» Чайковского. Известный в Европе режиссер и сценограф-постановщик Марко Артуро Марелли создал знаменитые лирические сцены по «строгим правилам искусства» – по рецепту Петра Ильича Чайковского, заботливо поместив в центр внимания не Татьяну, а самого Онегина. Музыкальным руководителем спектакля стал Михаил Агрест.

Самую популярную русскую оперу не только в дальнем зарубежье, но и в России за последнее десятилетие успели представить в таких полярных эстетиках, ушли в такую дремучую чащу смыслов и бессмыслицы, в такое отчаянное подсознание, что впору плакать, подобно Адаму, об утраченном рае первоисточника. Увлекшись играми разума, забыли об элементарных чувствах, для воспитания которых и написана опера. Марко Артуро Марелли сделал явное усилие в сторону обретения чистоты и пронзительности оригинального замысла.

Отрезвляющий, бодрящий воздух в стране Суоми повлиял и на создание спектакля – он получился «экологичным», чистым, как слеза. В Финской национальной опере это уже одиннадцатая постановка «Евгения Онегина», начиная с 1913 года. Благодаря финской бережливости на сайте оперы можно найти не только имена режиссеров и прочих участников постановочного процесса, но и составы солистов. В последний раз к шедевру Чайковского там обращались в 2006 году, и постановочная версия Стивена Пимлотта продержалась до 2010 года, а с тех пор опера в Хельсинки не шла. В том спектакле партию Татьяны исполняла одна из лучших лирических сопрано современности, выдающаяся финская певица Соиле Исокоски, а несколькими спектаклями дирижировал Александр Ведерников.

Спустя семь лет театрально-музыкальный союз Марко Артуро Марелли и петербургского дирижера Михаила Агреста явил блистательную попытку открыть Чайковского заново, чтобы, хорошенько вспомнив забытое, позже, возможно, пуститься во все тяжкие смысловых перевертышей. Для спектакля характерна редкая в наши дни цельность музыкально-театрального воплощения. Во многом это обусловлено интеллигентной манерой дирижера, у которого эта музыка в крови. Ученик Янсонса, он вел оркестр, не упуская из виду ни одного подголоска, а музыканты покорно доверялись каждому его продуманному жесту.

Едва ли можно упрекать Финскую оперу в доминировании традиционалистской эстетики: напротив, там планомерно настаивают на многообразии видений и интерпретаций, но все же в силу своего северного темперамента держат голову в холоде. В новом финском «Онегине» идея этого холода проникла на сцену где и полагается – в сцене дуэли. Все согласно пушкинскому сюжету, в котором дуэль происходит в январе, а вместе с ней в оперу проникает необратимое похолодание. В финальной картине снежный сугроб вывалился в комнату последнего свидания Татьяны и Онегина.

«Банально», – подумаете вы и будете правы лишь отчасти. Спектакль Марелли оказался силен не столько возвращением высокой простоты смысловой хрестоматии, сколько тонкой, завораживающе наэлектризованной психологической работой с певцами. Режиссер с дирижером инженерно точно наладили в рисунках ролей и мизансценах «электричество» постановки, связи между музыкой, исполнителями и слушателями, вызывая мгновенные реакции. Автор комментариев к пушкинскому «Онегину» Владимир Набоков говорил о том, что не слишком-то далеко вы ушли в своем развитии, если то, что написано в книге, пытаетесь спроецировать на свою жизнь, ища сходства и сопоставления. Спектакль Марелли оказался антинабоковским сеансом психотерапии, заставив изживать болевые зоны собственного «прошлого неслучившегося».

Начало спектакля несколько настораживало из-за слабоватой динамики происходившего, если не считать стремительно выбежавшего на авансцену Онегина со взором горящим, пустившегося рефлексировать о случившемся. Австрийский баритон Йозеф Вагнер играл героя усиленно романтического, в его жесте и интонациях нашла свое абсолютное воплощение мелодика Чайковского. Весь его порыв и бег в неизвестное оказался главной причиной драмы – неспособности найти свое время, самого себя, свое счастье.

Фатальные несовпадения стали ведущим лейтмотивом режиссерской партитуры. Об этом говорила и сдвинутая симметрия комнаты палладианского усадебного дома, распахнутого во все четыре стороны. Художница по костюмам Дагмар Нифинд одела героев по моде Чайковского и Чехова, но Марелли разместил их на таком сквозняке истории, что никакого нафталина не чувствовалось. Режиссер подкупал своим обостренным ощущением времени, умением зримо оперировать этой категорией в пространстве спектакля. В онегинский порыв он вложил и банальную искренность чувств, и иронию, апофеозом которой стала немая сцена во время знаменитого трескучего полонеза III акта, когда Онегин наедине со своим пистолетом и так, и эдак упорно пытался покончить с собой – и тоже мимо. Отношения Онегина и Ленского режиссер построил на мотиве двойничества, состоящем из онегинского пафоса отрицания и слишком доверчивого восприятия мира Ленским. Их дуэль вершилась по принципу «а если бы»: герои и в самом деле собрались бросить пистолеты и кинуться в объятья. Только Ленский это сделал раньше, а Онегин еще держал оружие в руках, и то ли случайно, то ли нет, но внезапно подбежавший к нему рассмеявшийся Владимир смертельно ранил себя. Партию Ленского невероятно пластично, нежно, по-настоящему поэтично, позволяя ощутить всю бездну между мечтой и реальностью, исполнил Юсси Мюллюс. Зарубежные солисты демонстрировали высочайший уровень освоения русского языка, вызывая слезы умиления. Особенно преуспели в этом контральто Мерле Сильмато в партии Няни и Йирки Корхонен в партии Гремина. Единственной русской была Татьяна в исполнении псковитянки по рождению, петербурженки по образованию и венки по месту жительства Олеси Головневой. Сквозь ее мятежное чувственное сопрано и как будто несколько старомодную манеру артикуляции, в которой певица словно бы искала аутентичную манеру подачи, поразительно слышался голос самой Галины Павловны Вишневской, эталонной Татьяны ХХ века.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
738
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3092
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4278
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6190

Другие новости