0
2968
Газета Культура Интернет-версия

09.10.2017 00:01:00

Не уМИРотворенные Лениным

Тэги: музейная биеннале, красноярск


музейная биеннале, красноярск Василий Слонов. «Деревня и дети» Фото автора

Красноярская музейная биеннале – первая биеннале в России, появилась в 1995-м на родине Василия Сурикова и недалеко от места ссылки Ленина в Шушенском. В этом году директор Австрийского культурного форума в России Симон Мраз, любящий устраивать арт-интервенции в необычных местах – то в Мурманске на атомном ледоколе «Ленин», то в Архызе на территории обсерватории, то в сентябре в Музее современного искусства и в Филармонии Биробиджана, – предложил для Красноярска тему «Мир и мiръ. Художественное открытие русской деревни», чтобы вспомнить 100-летие революции и одновременно 30-летие музейного центра «Площадь мира», последнего музея Ленина в СССР, сегодня хранящего и коллекцию современного искусства – около 2 тыс. работ, часть которых внедрена в постоянную экспозицию.

Гипсовый Ильич «шагает» бодро, но неизвестно куда – монумент стоит в углу лицом к стене между музейными этажами. Это часть постоянной экспозиции, выставка идет с нею бок о бок, а изобретательности и насыщенности самой этой постоянной экспозиции (к тому же обновляемой и обновленной сейчас, там – не только о Ленине, о разных вождях и о человеке советском с трансляцией спектакля Дмитрия Крымова «Горки-10» и лекции Ильи Утехина с недавно добавленным разделом о ГУЛАГе...) могли бы позавидовать многие музеи. Когда в одном из закоулков музейной экспозиции вы упираетесь в дверь квартиры, слыша настырные звонки снаружи, то, посмотрев в глазок, видите Ильича... Еще бок о бок с постоянной экспозицией Ельцин Центр развернул биеннальный спецпроект – фотовыставку «Август-91. Люди на площади».

В основном проекте нынешней биеннале кураторы (их много) – Мария Букова, Астрид Веге, Сабине Елинек, Сергей Ковалевский (арт-директор центра «Площадь мира» и комиссар биеннале, получивший за Красноярскую биеннале премию «Инновация» в 2010-м), Симон Мраз, Владимир Тарнопольский, Светлана Тэйлор, Тобиас Урбан, Урсула Хюбнер и Карин Циммер играют словами (сам музей стоит на площади Мира), сопрягая сегодняшний «мир» и прежнее значение этого слова как «общины, крестьянского сообщества». Художники, преимущественно из России и Австрии (но есть здесь и авторы из Украины и, например, Нидерландов), биеннальному сюжету дают разные ходы (что-то сделано специально под выставку, у кого-то попросили уже готовые более ранние работы). Одни обращаются к теме личной памяти, другие выходят на историческую рефлексию, а некоторые австрийцы, побывав в российских арт-резиденциях – к примеру, в Тарусе в доме Эдуарда Штейнберга, – оставили свои воспоминания о метаморфозе если не деревни, так дачи.

Аня Желудь, живущая в подмосковной деревне Аринино, в своей характерной манере показывает «Ландшафт» – остовы домов (и за ними кладбища), сделанные из гнутого железа, – обобщенную картину мира, которую каждый наполняет своими ассоциациями. Инсталляция Желудь оказалась в центре, на импровизированной площади, от которой в стороны расходятся рукава-«улицы». Грегор Зайлер усматривает в разных странах-широтах «потомков» российских «потемкинских деревень», Маркус Ханакам и Розвита Шуллер отправились в якутское село Кыргыдай и сняли фильм «Глашатаи» об играющей на хомусе Альбине, прибавив к местным ритуалам свои, придуманные, символы. А Елена Чернышова около года ездила по селениям староверов (которых снова гнали и после революции) и сделала фотопроект «Унесенные верой» об их жизни (дело нелегкое с учетом нежелания многих староверов показывать свою жизнь). Леонид Тишков, верный своим темам – памяти поколений, личной памяти, света, – выстроил инсталляцию «Ветхие флаги моей светлой родины»: внутри дома – старые окна с наличниками, вывезенные из одной местной разрушенной деревни. Они не «показывают» ничего конкретного, их свет – знак жизни, возможный благодаря памяти. Это – светелка, перед ней флагом повешен плетеный ковер, посреди нее лежит круглый коврик – таких вязаных ковриков, связанных темой личной памяти поколений, много в работах Тишкова, но на этот раз он сделан из неоновых трубок, тоже напоминая о свете как траектории чьей-то жизни (хоть человека, хоть деревни, хоть уходящего со своими традициями мира).

Сергей Кищенко при поддержке российских и австрийских институций ведет многолетний проект по исследованию коллекции семян, созданной Николаем Вавиловым и, возможно, вывезенной с Кубанской экспериментальной станции нацистами. «Журнал наблюдений» – международный исследовательский проект, сфокусированный на идентификации похищенных материалов, сейчас художник его ведет с австрийской группой RESANITA. А вот группа «Куда бегут собаки» научные технологии применяет в ироническом ключе. Перформанс «Индекс трансцендентности» – это хитроумный аппарат по... варению борща образца 1917 и 2017 годов. Индекс определяется компьютером на основе текстов самого начала XX века и нынешних – например, Горького, Баумана, Толстого, с одной стороны, и Ельцина, Пригова, Носика, с другой. Наконец, сколь иронично, столь и жестко историю столетия «прошивает» серией написанных на картоне картинок красноярский художник Виктор Сачивко. «Хочешь сей, а хочешь куй...» показывает и вариации на тему супрематических крестьян Малевича, и молодого Сталина, и протестный акционизм группы «Война», Pussy Riot и Петра Павленского. История за век добралась до самых последних событий, нарочито небрежные картинки сложились в исторический полиптих.

А Ленин здесь живой. Не только в сарказме музейной экспозиции – никогда не знаешь, какой виток сделает история, – но и на улице. Проезжая по одной из улиц, видишь плакат: «И как вам, товарищи, живется при капитализме?» – интересуется «вождь мирового пролетариата» в неизменной кепке. Это вход в региональное отделение КПРФ.

Красноярск–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
798
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
467
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1020
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
863

Другие новости