0
3409
Газета Культура Печатная версия

11.04.2018 00:01:00

Главная премия – имени Ленина

Открылась выставка номинантов "Инновации-2018"

Тэги: премия, инновация, инновация2018

Полная On-line версия

премия, инновация, инновация-2018 В одном из залов – проект «Журнал наблюдений 2014–2017», где речь идет о коллекции семян, сформированной Николаем Вавиловым. Фото предоставлено организаторами выставки

Премию «Инновация», учрежденную в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), в этом году вручат в 13-й раз. Впрочем, после скандального присоединения ГЦСИ к РОСИЗО счет премиальным выпускам вести перестали, сама «Инновация» словно обнулилась и вот уже второй год меняет формат. Сейчас предшествующая церемонии награждения, которая пройдет 27 апреля, выставка номинантов впервые открылась в Ленинке, а большинство конкурсных проектов и вовсе показывают только онлайн. Это не все перемены.

Уже второй раз «Инновацию», прежде вызывавшую бурные обсуждения и в связи с номинированием группы «Война» (которая награду и получила семь лет назад – но из каталога 2011-го исчезло приветственное слово тогдашнего министра культуры), и в связи с Петром Павленским, – так вот после переформатирования премию второй раз называют «государственной премией в области современного искусства». А в пришедшей журналистам рассылке еще неожиданнее – «главной премией страны в области современного искусства»...

После произошедших с премией перемен наряду с изобразительным искусством за «Инновацию» соревнуются и фильмы («ВМаяковский» Александра Шейна в главной номинации «Проект года»), и спектакли («Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского в категории «Новая генерация»). Сближение разных видов искусства – тенденция давняя и очевидная, но все же по каким критериям все эти искусства друг с другом сравнивать (скажем, в одной номинации упомянутый фильм и 4-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства), выбирая победителей, и с чего вдруг «Инновация» стала «главной» – непонятно.

У «Инновации» семь конкурсных позиций, в каждой по пять номинантов: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект» и «Книга года: теория и история современного искусства». И две внеконкурсные – «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России». Строго говоря, выставка становится для премии факультативом, поскольку большую часть можно изучить не в Ленинке (тут 10 проектов), а на сайте 2018.artinnovation.ru. И потому что многие проекты все равно по документации понять трудно.

Хотя сама по себе идея устроить вернисаж в колоритной библиотеке любопытна. Фрики – в данном случае это безоценочное слово – есть в любом сообществе, и в вечер открытия библиотечных сменили те, что известны в арт-тусовке. Там, где в Ленинке по сторонам от главной лестницы стоят столы-диваны, ящики с газетами и запрещающая пить-есть табличка, организовали бар, а неподалеку от него показали перформанс.

Собственно, библиотечную часть выставки – и это тоже впервые – можно посмотреть бесплатно: тем, у кого нет читательского билета, его обещают быстро оформить. Современное искусство куратор Александр Буренков вкраплениями распределил по трем этажам и антресолям, на входе дают путеводитель, из которого можно уяснить, куда идти и что смотреть, но не что это значит. За пояснениями, если только сами художники не разложили тут тексты, – на сайт или в каталог.

Лучше всего в монументальные интерьеры вписались проекты номинированных в категории «Художник года» Хаима Сокола и Сергея Кищенко. Первый на огромных столах огромного же зала в подсобном фонде показал «Бумажную память». Этот проект о фабричных служащих основан на архивах ЦТИ «Фабрика» (там, на бывшей бумажной фабрике, выставка была представлена, и там же, увы, подверглась вандализму). Архивы поэтически интерпретированы, и художник продолжает важную в его искусстве тему памяти.

Архивы поэтически интерпретированы, и художник продолжает важную в его искусстве тему памяти. «Журнал наблюдений 2014–2017» Сергей Кищенко разместил во втором читальном зале, том, что зовется дубовым. Здесь речь идет о коллекции семян, сформированной Николаем Вавиловым и спасенной во время блокады. И о части собрания, «захваченной нацистами на оккупированных восточных территориях и легшей в основу экспериментальных посевов Института генетики СС» в Австрии. «Журнал наблюдений» – международный science art project с попыткой реконструкции коллекции: над зелеными лампами читальных столов сейчас расставлены склянки с семенами, на стенах развешаны объекты, связанные с документацией проекта.

В каталоге номинантов много проектов из регионов. Увы, большинство из них корреспондентом «НГ» не были увидены – судя по каталожным описаниям, это интересные события. Но удалось посмотреть сделанный в красноярском музейном центре «Площадь мира» проект «Музей революции: советская изнанка в зазорах идеологии» (Мария Букова, Сергей Ковалевский, Вадим Марьясов – номинация «Региональный проект»). Остроумно переосмысленная к 100-летию революции постоянная экспозиция в последнем в СССР Музее Ленина произвела сильное впечатление, сильнее, чем многие московские выставки прошлого года.

В экспертном совете премии есть сотрудники институций, чьи события номинированы на «Инновацию». Остается надеяться, что у жюри, куда кроме представителей арт-сообщества входит первым номером пресс-секретарь председателя правительства РФ – замруководителя аппарата правительства Наталья Тимакова, была возможность отсмотреть все проекты во всех городах и придумать критерии, исходя из которых будут выбраны лауреаты из сближающихся, но все-таки разных сфер искусства. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Большая книга": в поиске полярности мира

"Большая книга": в поиске полярности мира

Марианна Власова

Как премия стала администратором литературного процесса

0
816
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
2043
Все открытия в клеточной биологии имеют обоюдоострый характер

Все открытия в клеточной биологии имеют обоюдоострый характер

Игорь Лалаянц

Долгая иммунная история

0
6709
Нобелевскую премию по химии дали за создание универсального пористого материала

Нобелевскую премию по химии дали за создание универсального пористого материала

Александр Спирин

Никаких чудес в решете

0
4445