0
4253
Газета Культура Печатная версия

30.07.2020 17:57:00

На "Фабрике" разрезают стены, в центре города – показывают, что все впустую

Уличное искусство как партизанинг и как галерейный продукт представлено на двух выставках в Москве

Тэги: выставки, уличное искусство, игорь поносов, москва


выставки, уличное искусство, игорь поносов, москва Плащ-стена Игоря Поносова: человек то ли ищет выход из городской среды, то ли хочет с ней слиться. Фото со страницы ЦТИ «Фабрика» в Facebook

На разных концах города сейчас идут первые персональные московские выставки уличных художников Игоря Поносова и Zoom. Первый показывает в Центре творческих индустрий «Фабрика» проект «Разрезая стены», подытоживающий его взаимодействие с городской средой Москвы, Фрайбурга и Тарту в 2015–2020 годах. Для проекта Zoom «Wasted/Впустую» куратор Алексей Партола собрал в пространстве галереи Ruarts работы 2019–2020 года. Это два принципиально разных подхода к экспонированию уличного искусства.

Тем, что уличное искусство становится частью институциональной жизни, уже трудно кого-то удивить, хотя такой «причесанный» формат до сих пор кажется некоторым парадоксом по отношению к этому самому уличному искусству. С другой стороны, для искусства, которое сегодня появилось в городской среде, а завтра – закрашено и уничтожено, выставку можно воспринимать как фиксацию. Или же другой вариант, как приручение уличного искусства, сближение его с коммерческим продуктом. Но коммерческим продуктом давно стало и искусство Бэнкси, это обратная сторона институциализации. В Москве несколько месяцев назад вышла «Энциклопедия российского уличного искусства» (см. «НГ» от 01.04.20), и Игорь Поносов, и Zoom – среди ее героев.

Уличным искусством Игорь Поносов занимается около 20 лет, но помимо этого он, как известно, – куратор и исследователь. Он был одним из кураторов проекта «Стена» на Винзаводе, одним из основателей движения «Партизанинг» и одноименного сайта, выпустил книгу «Искусство и город», писал статьи и был одним из редакторов той самой «Энциклопедии российского уличного искусства». Проект «Разрезая стены», который сейчас показывают в Переведеновском переулке, как художник написал на своей странице в Facebook, тоже будет книгой – ориентировочно в августе.

Ядро выставки – документация московского перформанса 2015 года. Тогда Поносов сделал из фальшфасада плащ-палатку (или плащ-стену, учитывая имитацию белой кирпичной кладки), как бы став частью той городской среды, что завешана этими вечными/временными «декорациями», скрывающими городское лицо и обращающими его в тиражную продукцию. Это бесконечная «декорация», в которой человек то ли пытается найти себе место, то ли старается выпутаться из нее.

Фальшфасады, характерный для Поносова материал, – как бы новая кожа города. Человек может стать частью несколько абсурдистского городского коллажа, партизанить, мимикрировать – это комментарий художника к происходящему. Комментарий по форме ироничный, но, если вдуматься, он, возможно, и о нынешнем ощущении потерянности в среде, где все (не) сочетается со всем, тряпицы наслаиваются друг на друга, из-под одной видна другая, и это выливается в многослойность бесконечных заплаток, за которой не просматривается сути. Об этом поносовские коллажи, его зин (там и там использованы металлические кольца-люверсы – как для монтажа тех самых фальшфасадов и рекламы) и его рисунки кирпичных стен, тоже с «заплатками».

Выставка «Wasted/Впустую» художника Zoom устроена иначе. Zoom, вышедший на московскую уличную арт-сцену пять лет назад, а до того, как он говорил в одном из интервью, успевший и в банке поработать, и собственным бизнесом заниматься, – известен многими муралами. Это были, в частности, делающие селфи герои «Криминального чтива» на Люсиновской, рука, щиплющая стену под вывеской «Улица Щипок», – теперь уже давно закрашенные.

Первый свой галерейный проект в Ruarts, что находится в 1-м Зачатьевском переулке, он сделал не столько документацией тактики действия, сколько попытался превратить в единую инсталляцию с набором работ, которые живут вовсе не обязательно на улице, но могут стать и предметами интерьера, коммерческим продуктом. Они – о потреблении – что товаров, что информации; о неэкологичности, так что в итоге «дайте мне другой глобус» буквально материализуется в инсталляции с выброшенными в контейнер глобусами. Это тоже комментарий к реальности, но его очевидность скомпрометирована его же прямолинейностью.

Zoom часто работает с известными образами: вот вам сказка про репку, но в нынешних условиях ее тянут скелеты. Вот вам брейгелевские слепцы, но катятся в пропасть они в очках виртуальной реальности. Вот вам медиапоток в виде вороха газет и журналов под ногами. Вот вам панно из пластиковых бутылок с надписью «Пластик убивает». Пространство города агрессивно, и об этом, в общем, тут все. Наконец, на ступеньках с первого на второй этаж полулежит «Бомж» с головой из алюминиевых банок, и это уже перебор – с нарочитостью, с интонацией, с искусственностью в ситуации галерейной выставки. Уличные работы Zoom все-таки кажутся и более непосредственными, и более остроумными.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
627
Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Татьяна Астафьева

Использование высокоточного оборудования позволяет определить правильную тактику лечения юных пациентов

0
386
В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

Елена Крапчатова

Несмотря на огромную нагрузку, электронная система все три дня выборов президента отработала без сбоев

0
1104
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
1950

Другие новости