0
3862
Газета Культура Печатная версия

02.02.2021 18:55:00

Роберт Фальк и "как бы поющий глаз"

В Новой Третьяковке идет ретроспектива классика

Тэги: новая третьяковка, выставка, ретроспектива, классика


новая третьяковка, выставка, ретроспектива, классика Нынешняя ретроспектива картин Фалька – самая масштабная. Фото агентства «Москва»

Выставки Роберта Фалька в последние годы проходят регулярно (см. «НГ» от 21.06.20). Благодаря последней его жене Ангелине Щекин-Кротовой его работ много в разных музеях – после его смерти она многое распределила по музеям. Но ретроспектива в две сотни картин и рисунков, которые куратор Татьяна Левина собирала по 19 музеям (кое-что даже привезли из Праги) и 24 частным коллекциям, – хотя многое совсем недавно было видно на других показах, – все-таки совсем иное дело.

Авангарду было тесно и душно в рамках традиции, он звучно и эпатажно требовал обновления мира, мира искусства в том числе. Роберт Фальк, один из главных классиков отечественной живописи XX века, подтвердивший теорию одного рукопожатия и протянувший нить между Валентином Серовым, одним из учителей, и, скажем, Эриком Булатовым (влияние Фалька на этого классика современности известно – для каталога нынешней ретроспективы Булатов написал воспоминания об общении с мэтром), был одним из самых ярких авангардистов. Но как раз ему, одному из «бубновых валетов», сделалось в авангарде тесно. Фальк получил все формальные «прививки» нового искусства – сезаннизм, кубофутуризм, экспрессионизм... – но потом новую систему изобретать не стал. Ну, или его новаторство и заключалось в том, чтобы бежать эпатажа, обратиться к классике и, скажем, к Рембрандту (которого, на удивление, он принял не сразу) с тихим свечением его картин. Чтобы служить живописи и живописности как таковой.

Эта живописность-как-таковая его в первую очередь всегда и интересовала, то есть и в экспериментах нового искусства Фалька занимало то, что работало на, скажем так, живописную плоть, а не на новую идею или теорию. Потому его «Красная мебель» 1920-го, заряженная цветом, как заряжают энергией, стала одной из визитных карточек Фалька в молодости, как на излете жизни ею стал «Автопортрет в красной феске» (1957). Слова вроде «жизнь живописной поверхности» сейчас стали настолько выхолощены, что им мало веры. Но искусство Фалька – о том, чтобы протереть глаза. Он эту пресловутую жизнь фактуры, развитие живописи в рамках одного холста всегда и искал, за что его и травили как формалиста.

Вот, скажем, «Баржа», вроде простенький пейзый мотив: речка, плотные шапки деревьев, лошадь, собственно баржа. Он пишет их обобщенно, «статично» – это повторяющаяся рутина жизни, обретающая лиризм. Но в статике ритма (важной для Фалька категории живописи) вдруг появляется экспрессионистский всплеск – девушка, вытаскивающая на берег лодку. Она – несколько длинных косых линий: розовый, бежевый. За ней – косые контрастные желтые линии на темно-синей воде. Небольшой фрагмент буквально расшевелил картинку. «Я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность» – это из высказываний Фалька.

Другие его слова – о «свето-цветоматерии», о том, что «если нет света, то мир бесцветен» – так их передавала Ангелина Щекин-Кротова. Это из вышедшей в прошлом году книги надиктованных ею давным-давно (ее не стало в 1992-м) воспоминаний-интервью «Рядом с Фальком».

В начале 1920-х он поворачивает к большей реалистичности, хотя по большому счету слово это к нему не очень применимо, но дело – в свете. С автопортрета рядом с портретом третьей жены Раисы Идельсон глядят, ну, старосветские помещики: по внутреннему ровному горению тепла, по излучению самой живописной поверхностью опять-таки теплого рассеянного света. Настройкам фальковского зрения оказалось доступно нечто эфемерное (и это при всей пастозности его живописи) – дыхание свето-цвета, будь то портреты или дымчатые, серо-жемчужные, хочется сказать, шепотом написанные парижские пейзажи.

Вы и двигаетесь по залам в фальковском ощущении, что «глаз как бы начинает петь», в декорациях – поставленных под углами Евгением Ассом и Ольгой Аистовой цветных выгородках, – буквально открывающих новые грани этого искусства. Вплоть до эскизов к постановкам ГОСЕТа, до почти 10-летней парижской командировки, из которой Фальк вернулся в 1937-м и смог остаться жив, – и до эвакуации в Самарканд.

Тут бы и остановиться.

Известное дело, большие ретроспективы – испытание для художника. Показать много, обнажив слабые места, или сделать дайджест лучшего – вопрос, которым на таких выставках задаешься постоянно. По отношению к зрителю честнее представить больше и разного. Хотя это может ослабить впечатление. Из того, что сейчас собрали для позднего периода, немало вещей проходных, кое-какие из них даже разочаровывают (у него тогда, как кажется, несколько поменялось восприятие цвета). Такой проблемы не было на абсолютно завораживавшей выставке Михаила Ларионова, кстати друга Фалька, что проходила в этих же залах. Но Ларионов, помимо своего чувства цвета (тут они с Фальком, на субъективный взгляд, оставили позади почти всех других авангардистов), – это вспышки все новых идей и увлечений. Фальк – именно что тихое горение. Может быть, финальный этап теперешней выставки воспринимался бы более цельно, будь он прорежен.

А с другой стороны, «о художнике можно судить только по его лучшим работам. Даже если у него тысячи слабых работ, но одна хорошая, нужно судить по этой одной работе». Это тоже из слов Фалька, записанных Булатовым. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

Елизавета Авдошина

Юбилейная выставка пройдет в Норильске, Новосибирске, Москве

0
1474
"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Биография пейзажа

0
2270
 Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

0
1197
 Выставка "Сотворение мира"

Выставка "Сотворение мира"

0
1182

Другие новости