0
7420
Газета Культура Печатная версия

24.12.2021 08:00:00

2. "Саломея" в Большом театре стала лучшим спектаклем года

Совместная постановка с Метрополитен-оперой во время глобального кризиса осуществлена только в Москве

Тэги: большой театр, премьера, опера, саломея


13-2-1-t.jpg
Заглавную партию в спектакле
блистательно исполнила
Асмик Григорян (в центре).
Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Постановка оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в Большом театре обещала сенсацию уже на уровне заявки. Осенью 2017 года Владимир Урин и директор нью-йоркской Метрополитен-оперы Питер Гелб объявили о совместной постановке трех спектаклей – впервые в истории обоих театров. Речь шла об «Аиде», «Саломее» и «Лоэнгрине» с Анной Нетребко в главных партиях. За несколько лет планы эти модифицировались, но не потеряли уникальности. «Аида», которая должна была открыть проект, пока не вышла на подмостки, Нетребко отказалась от участия в «Саломее», но главное – спектакль был выпущен, причем тогда, когда весь оперный мир был заблокирован. Метрополитен-опера, существующая на частные деньги, не возобновила работу до сих пор. В Нью-Йорке спектакль пойдет только через несколько лет.

«Саломея» – потрясающий по качеству и исполнению спектакль. Это понимаешь, как только открывается занавес и видишь черный зал дворца Ирода. Сценография (художник Этьен Плюсс) еще преподнесет сюрприз. Когда начинает всплывать темница Иоканаана, мало кто предполагает, что нижний ярус вытеснит верхний целиком. Впечатление это производит восторженное и жутковатое одновременно.

Режиссер Клаус Гут тонко выстраивает игры разума, которые приведут Саломею из мира по Набокову «бедной, замученной девочки» в каратели. Практически кинематографическими приемами – намеки, жесты, детали – Гут поддерживает напряжение. Он пытается, как детектив, найти причины жестокости Саломеи.

Саломея – жертва и мстительница. Певицу Асмик Григорян сопровождают шесть спутниц, девочек разного возраста. Начиная лет с семи, когда малышка впервые почувствовала, в какие игры играет с ней отчим, – и до (условных) 14, когда она уже понимает и желания Ирода, и чувствует свою власть над ним, и, что самое ужасное, осознает предательство матери, от бессилия перед ситуацией пребывающей в вечном алкогольном дурмане.

Кто же Иоканаан, полуголый узник с выбеленным телом, сидящий на цепи в чертогах разума Саломеи? За что она наказывает его? Кажется, что это сам Бог, тот, в чьей защите она так нуждалась. И чьей защиты так и не получила. Убив его – а голову Иоканаану отрубают дети (героиню сопровождают шесть девочек – Саломей разного возраста), – она убивает свое прошлое и становится свободной. Но одновременно она убивает и Бога – то есть все лучшее в себе, и ее поглощает темнота ночи, освещаемая лишь холодным светом луны. Саломея уходит, оставляя позади и Иродиаду, и упавшего замертво Ирода. Уходит не оглядываясь.

Дирижер Туган Сохиев, чья «Саломея» кажется поначалу технически безупречной, но эмоционально стерильной, в процессе доказывает свое право на интерпретацию, подчеркивающую не столько роскошь оркестровой ткани или экзальтацию звуковых образов, сколько леденящий ужас, который пробирает слушателя по мере осознания замысла Клауса Гута.

Что ж, команда Владимира Урина застолбила заслуженное место в хронике мировой оперы. В феврале 2022 года в Большом пройдет премьера вагнеровского «Лоэнгрина» – второго спектакля из копродукции с Метрополитен-оперой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
489
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
1315
Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
4050
В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

Елизавета Авдошина

"Десять посещений моей возлюбленной" поставил Мурат Абулкатинов

0
4120

Другие новости