0
3613
Газета Культура Печатная версия

31.05.2022 18:43:00

Одна абсолютно артистическая фамилия. Три поколения семьи Инфанте в Музее Зверева

Тэги: музей зверева, выставка, фамильные ценности, семья инфанте


музей зверева, выставка, фамильные ценности, семья инфанте Апликации из черной бумаги шестилетнего Платона. Кадр из видео музея AZ

Отмечая семилетие, Музей Зверева сделал ставку на «Фамильные ценности». Занявший все музейное пространство проект оказался камерным по форме, а главное, по сути, здесь рассказано о трех поколениях семьи Инфанте – классиках неофициального искусства Франциско Инфанте и Нонне Горюновой, их детях и внуках, художниках разных темпераментов и единодушного таланта.

На выставке можно увидеть новый, 2022 года, «Танец» Дарьи Коноваловой-Инфанте и Платона Инфанте, с отсылкой к Матиссу, с «театром» оживших теней, и есть хрестоматийно знаменитые «Проекты реконструкции звездного неба» 1965–1967 годов Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Есть реконструкция огромного импровизированного «панно» с работами из родительской мастерской и не менее импровизированный мир детской комнаты.

Известно немало творческих тандемов – и немного семей, где искусство передается из поколения в поколение. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова родили Пакито (Северина) и Платона, а они с Дарьей Коноваловой родили Серафима и Тихона. Напротив стены-мастерской с работами родителей, где пространство природы кинетически отзеркалено, геометризовано, «отсупрематизировано», динамизировано/замедлено, но любое обращение с этим пространством, внедрение в него разных знаков несет в себе восхищение пейзажем, – развешаны детские рисунки.

В шесть лет Платон сделал аппликации из черной бумаги: по листам бродили дамы с кавалерами, коты и лошадь с жеребенком. Много лет спустя уже для своих детей он создал анимацию, и теперь эти персонажи буквально переходят из рамки в рамку. Пакито (Северин) в 13 лет рисовал фломастерами причудливые филигранные конструкции – «Замок треугольника», «Замок времени», «Замок дня». Акварели 14-летнего Тихона, мастерски сделанные, уже интонированные то шутливо, то меланхолично, рассказывают, как на стоге сена разожгла костер воинственная дурында с огромным мечом, или показывают мальчика с глазами-бусинками, вызывающего в памяти иллюстрации к «Маленькому принцу».

Детство и зрелость на этой выставке живут рука об руку не только поколенчески, не только в традиционных новогодних видео, объединяющих всю семью, – эскизно намечено само взросление и движение времени. Главное, что не меняется, – ощущение драйва. Вгиковскую работу Платона Инфанте «Демисезон», короткометражку о том, как расцветают не только деревья, но и висящие-живущие на них люди, сменяет «Голифорнак Дэнс» Серафима, сделанный ранним зимним утром его дня рождения видео-оммаж друзьям, которых попросили станцевать на пустынных улицах старой Москвы. Ритмы танца и эстетика, отчасти напоминающая снимки Ленинградского рок-клуба, делаются метафорой пульса жизни, быстротечного времени, которое нужно ловить и проживать здесь и сейчас.

Поскольку у выставки, которую курирует арт-директор Музея Зверева Полина Лобачевская, семейный фокус, здесь не так много работ, и при всей разнице этих художников главное в «Фамильных ценностях» – общность. Не только та, что делает искусство образом жизни. Но и та, что дает импульс по-своему осмыслять отношения реального и изобретенного, пространства и времени, восприятия, будь то звездное небо над головой в «Проектах реконструкции…» или видео младших Инфанте. За скобками остались мультимедийные объекты Платона, но многим памятна, например, его «Траектория», показанная в прошлом году в Третьяковке на большой выставке кинетизма и, в общем, тоже говорящая о восприятии, времени и пространстве: под медитативные звуки падают маленькие столбики, задевая те, что закреплены на поверхности. Все просто: часть столбиков настоящая, другая – digital, смотреть можно бесконечно, как на воду или огонь.

Так что придуманный к выставке «Танец» с матиссовскими фигурами, что остаются по-фовистски плоскими силуэтами, но одновременно обретают объем в движении и звуке, становится символом семейного круга. Инфанте ведь еще и единомышленники. 


Читайте также


Александр Пономарев: "Все это про движение и путь"

Александр Пономарев: "Все это про движение и путь"

Дарья Курдюкова

В Музее Москвы идет выставка "Без берегов" – художник называет ее точкой сборки

0
1394
 Выставка "Мы от рода  русского"

Выставка "Мы от рода русского"

0
1457
 Выставка "Маски бунтаря. Романтические герои Лермонтова"

Выставка "Маски бунтаря. Романтические герои Лермонтова"

0
1244
 Выставка  "Точки зрения: Федор Шаляпин"

Выставка "Точки зрения: Федор Шаляпин"

0
1590

Другие новости