0
3661
Газета Культура Печатная версия

02.06.2024 19:26:00

В Казани завершился фестиваль "Белая сирень"

Александр Сладковский и Денис Мацуев исполнили музыку Шнитке и Рахманинова

Тэги: казань, музыкальный фестиваль, белая сирень


казань, музыкальный фестиваль, белая сирень Денис Мацуев – традиционный участник рахманиновского слета. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Госоркестр Республики Татарстан завершил XIII Международный музыкальный фестиваль «Белая сирень» концертом с участием Дениса Мацуева. Выбор сочинений для программы не был тривиальным – в первом отделении звучала музыка Шнитке, во втором – Рахманинова, чье имя и носит фестиваль.

«Белую сирень» художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Сладковский придумал в самом начале своей работы в Казани – фестиваль прошел уже в тринадцатый раз. Конечно, хедлайнером его стал тогда и остается по сей день Денис Мацуев: кажется, не было ни одного года, чтобы он не выступил в рамках рахманиновского слета. В этот раз – не фортепианными опусами композитора в своей фирменной интерпретации, а с неожиданным Концертом для фортепиано и струнного оркестра Шнитке. Впрочем, и сам фестиваль не может крутиться вокруг одной только музыки Рахманинова, пусть и в интерпретации разных пианистов и дирижеров. Поэтому ищутся интересные исполнители, нащупываются любопытные программные ходы. В этом году в Казани Второй фортепианный концерт Сен-Санса играл юный Лев Бакиров, восходящая звезда. А с симфонической программой дебютировал молодой французский дирижер Клеман Нонсье. Это был его первый приезд в Казань и первое выступление с Госоркестром Татарстана, которое он с нетерпением ждал (см. интервью дирижера в «НГ» от 07.05.24). Вокруг Первой симфонии, неудачная премьера которой спровоцировала у Рахманинова творческий кризис, выстроил программу Валерий Полянский: он исполнил рядом два «огненных» опуса композиторов-современников – музыку к балету «Жар-птица» Стравинского и поэму «Прометей» Скрябина.

Наконец, Шнитке и Рахманинов – композиторы, казалось бы, не родственные. Но звучащие в один вечер «Симфонические танцы» и Концерт для фортепиано и струнных вдруг оказываются близкими – и по духу, и по элементам музыкального языка.

Их разделила грандиозная сюита из музыки Шнитке к кинофильму «Мертвые души»: для этого оркестра такая музыка словно праздник: огромный состав оркестра с массой дополнительных инструментов (среди них – клавесин, бас-гитара) виртуозно сыграл фрагменты из фильма, где дьявольщина танцевальных и маршевых тем оборачивалась забытыми молитвами и тиканьем усадебных часов (еще один «солист» оркестра – метроном) из детства Чичикова.

Концерт Шнитке исследователи приписывают и фаустианскую концепцию, и (со слов самого композитора) концепцию перехода в некие иные измерения. «Я не в состоянии словесно передать вообще идею четвертого измерения, которое лишь «мерцает» – то исчезая, то появляясь. Эпилог «Пер Гюнта» – попытка выразить эти тени четвертого измерения. Иного не дает и не может дать мне эта жизнь. Но я утопически чувствую, что четвертое измерение – реальность иного, чем земной, типа, новый виток», – говорил Шнитке о балете «Пер Гюнт», который был написан несколько лет спустя после Концерта для фортепиано и струнных. Но и после первого инсульта, который определил многое в жизни и в творчестве Шнитке. Дыхание «четвертого измерения» – вечности очевидно и в финале Концерта, где элементы темы растворяются в еле слышимой пульсации оркестра. В исполнении Мацуева и Сладковского обнажается вместе с тем и что-то близкое сегодняшнему (да, наверное, и вчерашнему) человеку: хрупкость – в появлении первых трезвучий – и невыносимая боль в каденции, где пианист в исступлении повторяет один и тот же элемент.

«Симфонические танцы» у Сладковского лишены элегичности, ностальгии, тоски: в них проявилась скорее скорбь, борьба, даже ярость. И в момент, когда звучит тема католической секвенции Dies Irae, вдруг вспоминаешь, что и в музыкальной ткани Концерта Шнитке был церковный хорал, пусть и драматургически выполнявший другую функцию. Исполнение вышло крайне обостренное и крайне эффектное – во многом благодаря и отзывчивости оркестра, каждый солист которого в этой программе несет колоссальную нагрузку. Не зря каждый был поднят маэстро дважды, в конце каждого отделения. Самого же Сладковского после «Симфонических танцев» зал приветствовал как рок-звезду: очевидно, что его посыл «попал» в слушателя. Тем более что этим концертом завершился и сезон Госоркестра Татарстана в Зале им. Сайдашева. Впереди гастроли, записи. А следующий сезон откроется уже 30 августа традиционным оперным гала на площади перед Дворцом земледельцев. 


Читайте также


Большой музыкальный фестиваль в "Сириусе" открылся концертами Мариинского театра

Большой музыкальный фестиваль в "Сириусе" открылся концертами Мариинского театра

Марина Гайкович

Валерий Гергиев командировал себе на замену дирижера Гургена Петросяна

0
2394
"Белый пароход" отметил 95-летие Пахмутовой

"Белый пароход" отметил 95-летие Пахмутовой

Татьяна Астафьева

Участники поддерживаемого "Роснефтью" конкурса выступили в зале имени П.И. Чайковского и Мариинском театре

0
3500
Концертный сезон на Урале подхватили "Реки музыки"

Концертный сезон на Урале подхватили "Реки музыки"

Лариса Барыкина

В Екатеринбурге состоялся фестиваль "Безумные дни"

0
2916
Российская премьера балета "Грек Зорба" прошла в Казани

Российская премьера балета "Грек Зорба" прошла в Казани

Марина Гайкович

Спектакль Лорки Мясина открывал Международный фестиваль имени Нуриева

0
3965

Другие новости