0
3887
Газета Культура Печатная версия

02.06.2024 19:26:00

В Казани завершился фестиваль "Белая сирень"

Александр Сладковский и Денис Мацуев исполнили музыку Шнитке и Рахманинова

Тэги: казань, музыкальный фестиваль, белая сирень


казань, музыкальный фестиваль, белая сирень Денис Мацуев – традиционный участник рахманиновского слета. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Госоркестр Республики Татарстан завершил XIII Международный музыкальный фестиваль «Белая сирень» концертом с участием Дениса Мацуева. Выбор сочинений для программы не был тривиальным – в первом отделении звучала музыка Шнитке, во втором – Рахманинова, чье имя и носит фестиваль.

«Белую сирень» художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Сладковский придумал в самом начале своей работы в Казани – фестиваль прошел уже в тринадцатый раз. Конечно, хедлайнером его стал тогда и остается по сей день Денис Мацуев: кажется, не было ни одного года, чтобы он не выступил в рамках рахманиновского слета. В этот раз – не фортепианными опусами композитора в своей фирменной интерпретации, а с неожиданным Концертом для фортепиано и струнного оркестра Шнитке. Впрочем, и сам фестиваль не может крутиться вокруг одной только музыки Рахманинова, пусть и в интерпретации разных пианистов и дирижеров. Поэтому ищутся интересные исполнители, нащупываются любопытные программные ходы. В этом году в Казани Второй фортепианный концерт Сен-Санса играл юный Лев Бакиров, восходящая звезда. А с симфонической программой дебютировал молодой французский дирижер Клеман Нонсье. Это был его первый приезд в Казань и первое выступление с Госоркестром Татарстана, которое он с нетерпением ждал (см. интервью дирижера в «НГ» от 07.05.24). Вокруг Первой симфонии, неудачная премьера которой спровоцировала у Рахманинова творческий кризис, выстроил программу Валерий Полянский: он исполнил рядом два «огненных» опуса композиторов-современников – музыку к балету «Жар-птица» Стравинского и поэму «Прометей» Скрябина.

Наконец, Шнитке и Рахманинов – композиторы, казалось бы, не родственные. Но звучащие в один вечер «Симфонические танцы» и Концерт для фортепиано и струнных вдруг оказываются близкими – и по духу, и по элементам музыкального языка.

Их разделила грандиозная сюита из музыки Шнитке к кинофильму «Мертвые души»: для этого оркестра такая музыка словно праздник: огромный состав оркестра с массой дополнительных инструментов (среди них – клавесин, бас-гитара) виртуозно сыграл фрагменты из фильма, где дьявольщина танцевальных и маршевых тем оборачивалась забытыми молитвами и тиканьем усадебных часов (еще один «солист» оркестра – метроном) из детства Чичикова.

Концерт Шнитке исследователи приписывают и фаустианскую концепцию, и (со слов самого композитора) концепцию перехода в некие иные измерения. «Я не в состоянии словесно передать вообще идею четвертого измерения, которое лишь «мерцает» – то исчезая, то появляясь. Эпилог «Пер Гюнта» – попытка выразить эти тени четвертого измерения. Иного не дает и не может дать мне эта жизнь. Но я утопически чувствую, что четвертое измерение – реальность иного, чем земной, типа, новый виток», – говорил Шнитке о балете «Пер Гюнт», который был написан несколько лет спустя после Концерта для фортепиано и струнных. Но и после первого инсульта, который определил многое в жизни и в творчестве Шнитке. Дыхание «четвертого измерения» – вечности очевидно и в финале Концерта, где элементы темы растворяются в еле слышимой пульсации оркестра. В исполнении Мацуева и Сладковского обнажается вместе с тем и что-то близкое сегодняшнему (да, наверное, и вчерашнему) человеку: хрупкость – в появлении первых трезвучий – и невыносимая боль в каденции, где пианист в исступлении повторяет один и тот же элемент.

«Симфонические танцы» у Сладковского лишены элегичности, ностальгии, тоски: в них проявилась скорее скорбь, борьба, даже ярость. И в момент, когда звучит тема католической секвенции Dies Irae, вдруг вспоминаешь, что и в музыкальной ткани Концерта Шнитке был церковный хорал, пусть и драматургически выполнявший другую функцию. Исполнение вышло крайне обостренное и крайне эффектное – во многом благодаря и отзывчивости оркестра, каждый солист которого в этой программе несет колоссальную нагрузку. Не зря каждый был поднят маэстро дважды, в конце каждого отделения. Самого же Сладковского после «Симфонических танцев» зал приветствовал как рок-звезду: очевидно, что его посыл «попал» в слушателя. Тем более что этим концертом завершился и сезон Госоркестра Татарстана в Зале им. Сайдашева. Впереди гастроли, записи. А следующий сезон откроется уже 30 августа традиционным оперным гала на площади перед Дворцом земледельцев. 


Читайте также


Медальная площадь скоро передаст факел новому концертному залу

Медальная площадь скоро передаст факел новому концертному залу

Марина Гайкович

В Сириусе завершился Большой летний музыкальный фестиваль

0
4709
Опера под солнцем и дождем

Опера под солнцем и дождем

Владимир Дудин

В Санкт-Петербурге прошел музыкальный фестиваль под открытым небом

0
8624
Большой музыкальный фестиваль в "Сириусе" открылся концертами Мариинского театра

Большой музыкальный фестиваль в "Сириусе" открылся концертами Мариинского театра

Марина Гайкович

Валерий Гергиев командировал себе на замену дирижера Гургена Петросяна

0
7171
"Белый пароход" отметил 95-летие Пахмутовой

"Белый пароход" отметил 95-летие Пахмутовой

Татьяна Астафьева

Участники поддерживаемого "Роснефтью" конкурса выступили в зале имени П.И. Чайковского и Мариинском театре

0
6026

Другие новости