0
6615
Газета Культура Печатная версия

30.03.2025 18:01:00

«Андрей Рублев» и «тенсегрити» как импульсы для современной хореографии

В Москве проходит фестиваль Context. Diana Vishneva

Тэги: Context. Diana Vishneva, фестиваль, балет


Context. Diana Vishneva, фестиваль, балет Действо в спектакле «Йорт» сосредоточено вокруг деревянных шестов. Фото Кирилла Первых/пресс-служба фестиваля

Нынешний – 13-й по счету – фестиваль Context. Diana Vishneva открылся вечером серией одноактных балетов на сцене Театра имени Ермоловой. Свои новые постановки представили армянский хореограф Рима Пипоян и Марсель Нуриев из Казани.

Идея балета «Икона» посетила Риму Пипоян во время просмотра фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». По-современному поверхностно восприняв смысл Первого послания апостола Павла к коринфянам (фрагмент 13-й главы приводится в программке), хореограф попыталась показать метания семерых персонажей «между грехом и добродетелью», их путь «в поисках счастья и внутренней свободы».

В серьезности намерений постановщицу поддержал композитор Сергей Умроян, использовавший в музыкальной партитуре записи Московского синодального хора, вокального ансамбля ARIELLE, хоров Подворья Александра Свирского монастыря и Московского Сретенского монастыря. В длинные юбки и безрукавки цвета потемневшего от времени золотого оклада одела танцовщиков художник по костюмам Ирина Шапошникова.

Сценографической красной нитью балета стал канат – в первой мизансцене зритель видит персонажей, в напряжении тянущими его из-за кулисы. То ли это метафора тяжкой жизненной ноши, то ли привязан он к языку символического колокола где-то там, в недосягаемых высях (колокольный звон в партитуру тоже вплетен). То ли вериги, то ли нить судьбы, то ли душащие грешников змеи, а то и вовсе пуповина, соединяющая земное с космическим. Можно долго плутать в лабиринте культурных аллюзий и ассоциаций, тем более что собственно хореография пищи для воображения дает немного. Как нередко случается, азбука contemporary подменяет пластическую образность, а упражнения на сжатие-расслабление – рассказ о борьбе греха и добродетели. И даже самая динамичная из сценических мизансцен, диагональная, на которой построен весь балет, не рождает внутреннего движения, динамичной драматургии.

Сценографическая красная нить есть и в спектакле «Йорт» Марселя Нуриева. Действо сосредоточено вокруг длинных деревянных шестов, которыми манипулируют пятеро исполнителей.

Вслед за вполне понятным объяснением, что слово «йорт» в переводе с татарского означает «дом», а в расширительном смысле – «народ», «родовая земля», в программке ведется разговор о термине «тенсегрити», о взаимодействии и целостности структур, влиянии смещения одного элемента на конфигурацию общего и т.д. и т.п. Текст слишком развернутый для программки, но абсолютно недостаточный для хотя бы приблизительного проникновения в суть.

При желании любой может погрузиться в захватывающую историю «тенсегрити», зародившегося еще в недрах русского авангарда, охватившего мир и пришедшего ныне через архитектуру и музыку аж в мануальную терапию и соматические дисциплины. Но что же видит на сцене непредупрежденный, а значит, невооруженный зритель, не избороздивший перед спектаклем просторы интернета?

Первая мизансцена вызывает в памяти картину Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Конечно, никаких шлемов и кольчуг. Только пронзенные копьями тела (художник по костюмам Юлия Лебедева облачила исполнителей в длинные, невыраженного цвета одеяния, чем-то схожие с костюмами из «Иконы», но с рукавами). А дальше – отлично выработанные человеческие тела исполняют функцию эластичных элементов (для тех, кто поинтересуется все же сутью тенсегрити), а всевозможные манипуляции и игра с элементами жесткими, то бишь деревянными, шестами превращают последние то в дом, то в путь, то в посох слепца, то в палку дзё, а то и в частокол с насаженными головами.

Занимательно. Так бы и разгадывать бесконечные ребусы. Но обволакивает, затягивает музыка. Композитор Сугдэр Лудуп использовал аутентичные инструменты, горловое пение, звуки костра и степи. Простота и подлинность. Тут тебе и дом, и народ, и геном, и история, и судьба. 


Читайте также


В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

Анастасия Башкатова

Зиккурат с елями, Кронос, крутящий колесо времени, и башня-сауна, напомнившая монолит из "Космической одиссеи"

0
2596
КОНЦЕРТ "Автографы и имиджи. Три балета Фокина"

КОНЦЕРТ "Автографы и имиджи. Три балета Фокина"

0
607
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
5885
Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Владимир Дудин

0
3161

Другие новости