0
15662
Газета Печатная версия

10.03.2024 17:29:00

Молдова: вместо Брюсселя – в Бухарест с помощью французов?

Санду сжигает мосты на российском направлении

Андрей Сафонов

Об авторе: Андрей Михайлович Сафонов – политолог (г. Тирасполь).

Тэги: молдавия, санду, румыния, экспансия, приднестровский конфликт, довсе


молдавия, санду, румыния, экспансия, приднестровский конфликт, довсе Российские миротворцы продолжают охранять мир на Днестре. Фото с сайта www.mil.ru

Дни подготовки к празднованию 8 Марта, от которого хочет избавиться президент Республики Молдова (РМ), Майя Санду решила провести не дома, а у тех, кто близок ей по духу. К таковым были отнесены делегаты прошедшего в Бухаресте съезда Европейской народной партии, выдвинувшие своим кандидатом на пост шефа Еврокомиссии вновь Урсулу фон дер Ляйен. К ним было причислено и руководство Румынии, с которым Санду провела очередные переговоры. Самый воинственный на сегодня из западных лидеров – президент Франции Эмманюэль Макрон, который заявил о возможности отправить потомков Наполеона на фронт против армии России. С ним Майя Санду в Париже обменялась высшими государственными наградами: он получил молдавский орден Республики, она – крест Почетного легиона.

В Париже же министры обороны Франции и Молдовы подписали соглашение о сотрудничестве в данной сфере, что только усиливает напряженность в зоне неурегулированного молдавско-приднестровского конфликта. Теперь в Кишиневе откроется военная миссия бывшей страны галлов, а ныне – наполовину филиала Африки и Ближнего Востока. Все это «великолепие» проходит на фоне двух очень важных событий.

Первое. Республика Молдова объявила о выходе из Соглашения ДОВСЕ, подписанного еще при формальном существовании СССР в 1990 году. Это – обычные вооружения в странах Европы. То есть установление квот по орудиям, танкам и т.д. Теперь Молдова сбрасывает ограничения. Она может закупать или получать в виде помощи столько оружия, сколько пожелает для получения тотального превосходства над Приднестровьем. Что делать Приднестровью? Вместе с Россией усиливать количественно и качественно свой оборонный потенциал. А это – региональная гонка вооружений.

Второе. Некоторые СМИ сообщили, что французские войска могут в некий момент войти в Молдову и даже в ПМР (Приднестровскую Молдавскую республику). Их «подкорректировал» Макрон: по словам встречавшихся с ним местных политиков, он заявил, что французские войска могут оказаться в Украине, если их российские коллеги подойдут к Киеву или Одессе. Опровержений от президента Франции не последовало. Правда, министр обороны потом заявил, что Макрон имел в виду «обучение» украинских бойцов, но чему могут научить французы армию с 10-летним непрерывным боевым стажем, непонятно. Еще прозвучало слово «разминирование», но и это объяснение так себе… А вот если глянуть, как говорится, вглубь, то при желании сразиться с русскими на пути к Одессе находится Приднестровье, где расположен российский воинский контингент.

Напомним, что ныне в Румынии расквартированы американские и французские войска: американцы – из элитной 101-й воздушно-десантной дивизии, французы прислали альпийских стрелков.

Если с Запада и Румынии в Молдову пойдет новое западное оружие, это может быть использовано для решения двух важнейших задач:

1) в случае новой войны на Днестре полностью уничтожить государственность ПМР, разгромив находящиеся там приднестровские и российские войска;

2) в случае массовых протестов народа против втягивания Молдовы в конфронтацию с Россией и Приднестровьем эти протесты подавить самым жестким образом.

Уже сообщалось, что часть поставленного ранее оружия предназначена не для Национальной армии РМ, а для правоохранительных органов. Допустим, правящий режим объявляет, что на всенародном референдуме о будущем Молдовы (а он должен пройти в конце этого или начале следующего года одновременно с выборами президента, на которых Майя Санду планирует переизбраться на второй срок) победили сторонники Евросоюза. Народ усомнится и выйдет на улицы. Вот тогда в действие может вступить план подавления, не исключено, что с приглашением румынских жандармов. На это есть соглашение, заключенное много лет назад. Самый жестокий удар при таком сценарии может обрушиться на Гагаузскую автономию, расположенную на юге Молдовы.

Блестящий успех недельного визита в Россию башкана (главы) Гагаузской автономии Евгении Гуцул, ее встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, а также с главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Сергеем Кириенко, с региональными губернаторами, а затем блиц-поездка в Турцию и триумфальное ее возвращение в Молдову с сотнями сторонников, приехавших в Кишиневский аэропорт приветствовать своего лидера, – все это заставило мировые СМИ говорить о южном регионе РМ.

Это также высветило методы кишиневских властей, угрожающих руководителю автономии уголовным преследованием. Но за руководством Гагаузии – решение уже прошедшего в 2014 году референдума, на котором более 90% жителей автономии проголосовали за ориентацию на Россию и вхождение в Таможенный союз. Гуцул и ее соратники, а также Народное собрание и Исполком (правительство) реализуют волю народа.

Что может этому противопоставить ультранационалистическое, прозападное и одновременно прорумынское руководство Молдовы, которое буквально каждый день совершает выпады в сторону России и даже угрожает арестовать Владимира Путина, если он вдруг появится на территории РМ? Силой выкорчевать всякое российское влияние по обе стороны Днестра. А до того – Гагаузию и Приднестровье экономически задавить.

Что и делается. Но не вполне получается.

Фирменный стиль Майи Санду и ее ближайших соратников – не встречаться лично с теми политиками, которых они, видимо, опасаются. Вдруг собеседники обведут их вокруг пальца, заставят взять на себя некие обязательства по оздоровлению ситуации на Днестре и в целом? А эти обязательства разойдутся с установками западных и румынских «кураторов»! Что тогда делать? Как отыгрывать назад?

Возможно, поэтому президент РМ не встречается со своими коллегами по президентскому цеху – Владимиром Путиным, главой ПМР Вадимом Красносельским, президентом Белоруссии Александром Лукашенко. А также с Евгенией Гуцул, которая не включена, вопреки закону, в состав правительства Молдовы и которую правящий режим не теряет надежды свергнуть или арестовать. Зато несколько месяцев назад Санду приняла в Кишиневе лидера белорусской оппозиции в эмиграции Светлану Тихановскую. Окончательно испортив отношения с законной властью Белоруссии, молдавский президент не приобрела ничего.

Впрочем, зачем ей что-то приобретать, ежели Кишинев исповедует курс на разрыв с Россией и ее союзниками, а также отрыв Молдовы от СНГ?

Франция в повестке дня кишиневского режима всплыла не случайно. Оборонное соглашение у Парижа образовалось не только с Молдовой. Столь же Париж обхаживает Армению.

Из сфер влияния России, из СНГ Запад вырывает сразу две страны, что для Кремля неприемлемо. Жесткие выпады в адрес Москвы со стороны Кишинева явно преследуют цель сжечь мосты и сделать их восстановление невозможным. Повторимся: это – задача, поставленная перед руководством РМ Вашингтоном, Брюсселем и Бухарестом.

Но и у Москвы такими методами развязываются руки. Это тоже просчитывается западниками и румынами. Поэтому Париж, вытолкнутый американцами на «линию огня», поднимает ставки. Судьба бывшей Советской Молдавии, разумеется, западников не волнует. А вот румын – волнует. Чем больше в мире в целом и на юго-западе бывшего Союза ССР в частности нарастает опасность полномасштабного конфликта, тем больше становится очевидным: события развиваются все быстрее и никто на многолетние переговоры между ЕС и Молдовой с многочисленными «домашними заданиями» для Кишинева тратить время не станет.

Можно не сомневаться, что уже обсуждается план присоединения всей бывшей Молдавской ССР к Румынии. Если по каким-то причинам план забуксует, то румыны «согласятся» на Правобережье Днестра (без Приднестровья), контролируемое Кишиневом. Кстати, меньшая часть ПМР (город Бендеры и несколько сел) расположена на правом берегу.

В бывшей Советской Молдавии особо непримиримо в адрес румынской экспансии всегда были настроены Приднестровье, Гагаузия, населенный болгарами Тараклийский район и север Молдавии. Логично поэтому, что, готовясь к сдаче своей страны Румынии, что позволило бы объявить, что отныне народ Молдовы оказался в ЕС и НАТО, власть Молдовы старается задавить самых «неподдающихся». Приднестровье обложено новыми налогами и пошлинами, потому как сейчас в ПМР въедешь только через РМ. Гагаузию обязали возвращать НДС предприятиям из скромного бюджета автономии (раньше это делал общемолдавский бюджет). Правда, Конституционный суд Молдовы приостановил соответствующие поправки в законодательство, тем паче, что правители Кишинева начали оказывать давление и на судейское сообщество, стремясь взять его под полный контроль. Но власти сдаваться не намерены, заявив, что выдвинут новые инициативы вместо проваленных.

Ясно, что на этом фоне 7-й съезд депутатов ПМР всех уровней 28 февраля обратился к мировому сообществу с просьбой пресечь творимый беспредел. А у России приднестровцы просят экономической, дипломатической, политической помощи, потому что в приднестровском бюджете от кишиневских ограничительных мер уже пробита огромная дыра.

Между Францией и Румынией – тесные исторические связи. К тому же Франция изначально стремилась к контролю над Черным морем. С этим, правда, не согласны англичане, но тут уж ничего не поделаешь: каждый сам за себя. Поэтому вполне возможно, что Бухарест заинтересован втянуть Францию в конфликт с Россией и Приднестровьем. Это вполне согласуется с фирменным стилем Румынии: добиваться успехов чужой военной силой и своей дипломатией (действительно блестящей). Кто знает, вдруг румыны желают овладеть Молдовой, Приднестровьем и, возможно, Южной Бессарабией руками, как говорят некоторые аналитики, Макрона?

Ведь Румыния целых три года в свое время владела Одессой (во время Второй мировой войны). И вряд ли в Бухаресте забыли о таком блистательном геополитическом взлете своей страны. Правда, непродолжительном…

А пока румыны «занимают» Молдову ползучей экспансией. Мало того что Национальный банк Молдовы возглавила действующий сенатор Румынии Анка Драгу, так еще и представители Генеральной прокуратуры РМ публично заявили, что для них будет «большая честь», если данное ведомство возглавит присланный из Румынии специалист.

Последние заявления президента Франции, если их правильно передали присутствовавшие при этом политики, можно расценить как подстрекательство к началу боевых действий со стороны французских войск в регионе от Прута до Черного моря. Конечно, это может быть и геополитический шантаж, когда вместо реалистического мирного плана безответственные авантюристы играют на обострение. Но угроза крови, разрухи, потери жилья миллионами людей от этого меньше не становится.

Но даже все это не заставит противников румынской экспансии, включая Приднестровье и Гагаузию (а может, и не только их), склонить голову и уйти «под Румынию». Люди, несмотря на давление, имеют полное право решать сами свою судьбу.



Читайте также


Полиция проредит список кандидатов в президенты Молдавии

Полиция проредит список кандидатов в президенты Молдавии

Светлана Гамова

У Москвы есть шанс "проиграть" важные выборы

0
1989
Премьер Румынии предостерег молдаван от сближения с Россией...

Премьер Румынии предостерег молдаван от сближения с Россией...

Светлана Гамова

МИД Армении заявил об укреплении отношений с НАТО

0
1293
Кишинев по пути в Евросоюз намерен "потерять" автономный статус Гагаузии

Кишинев по пути в Евросоюз намерен "потерять" автономный статус Гагаузии

Светлана Гамова

Приднестровью предлагают интегрироваться отдельными районами

0
3864
Молдаванам предлагают продавать села

Молдаванам предлагают продавать села

Светлана Гамова

За вступление в Евросоюз республике придется расплачиваться землей

0
2764

Другие новости