0
1080
Газета Экономика Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Минэкономразвития решило не гневить губернаторов

Тэги: минэкономразвития, монополия, тариф


Министерство экономического развития и торговли подготовило проект положения о Федеральной комиссии по тарифной политике и регулированию естественных монополий и предлагает его для выполнения соответствующего поручения президента от 12 июня 2001 года.

Как полагают разработчики, Федеральная тарифная комиссия возьмется регулировать всех естественных монополистов, определяя цены на их услуги, в частности на природный газ и его транспортировку по магистральным газопроводам; газораспределительных станций; передачу электрической и тепловой энергии; транспортировку нефти и нефтепродуктов; перевозку грузов на железнодорожном транспорте; на перевозки пассажиров; погрузочно-разгрузочные работы в портах; обслуживание воздушных судов; услуги почтовой и электрической связи.

Тарифная комиссия не будет регулировать только цены на пригородные электрички, уборку мусора (тоже монопольный вид деятельности), а также пока воздержится от тарифов на электроэнергию, которые в настоящий момент устанавливает Федеральная энергетическая комиссия. Впрочем, Минэкономразвития считает это временным явлением и уже подготовило проект изменений в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предлагая ликвидировать Федеральную энергетическую комиссию. А пока законотворческие инициативы МЭРТа будут обсуждать в Государственной Думе, Минэкономразвития совместно с новой тарифной организацией планирует "осуществлять методологическую координацию деятельности" Федеральной энергетической комиссии. При этом не исключено, что ФЭК на вполне законных основаниях будет игнорировать какие-либо ценные указания МЭРТа. По самым скромным расчетам на изменение закона потребуется не менее полугода, и, видимо, все это время ведомства Германа Грефа и Георгия Кутового проведут в оживленных дебатах. Не исключено, что этот процесс окажется перманентным, поскольку депутаты Государственной Думы могут и отказать МЭРТу в ликвидации Федеральной энергетической комиссии. Как известно, большинство естественных монополий выступает за сохранение ФЭКа. А своим умением "работать" с депутатами естественные монополисты способны на равных соперничать с любым министерством.

Однако наиболее "сырым" местом в проекте Минэкономразвития специалисты считают "размытый" статус территориальных структур Тарифной комиссии. В концепции Минэкономразвития нет адекватного определения тому, что это за структуры, каким образом они будут формироваться и какую судьбу МЭРТ уготовил региональным энергетическим комиссиям. РЭКи, так же как и ФЭК, прописаны в федеральном законодательстве. По мнению Михаила Хазина, директора по стратегическому планированию компании "Современные Бизнес-Технологии", проблема концепции МЭРТа состоит в том, что по ее логике РЭКи должны быть уничтожены вслед за ФЭКом, поскольку они составляют единую систему тарифного регулирования. При этом ликвидация РЭКов возможна только в рамках определенного консенсуса между правительством и губернаторами. Однако на базе чего должен быть построен этот консенсус, по мнению М.Хазина, никому не понятно, при этом совершенно ясно, что губернаторы РЭКи без боя не отдадут. В Минэкономразвития опасаются гневить региональных лидеров, а потому закрывают глаза на проблему. Однако не решив проблему статуса РЭКов, концепция Федеральной тарифной комиссии не может быть реализована, ибо в таком виде она противоречит действующему законодательству, считает Михаил Хазин.

Возможно, МЭРТ намерен интегрировать РЭКи в свою модель тарифного регулирования и заниматься их "методологической координацией". В таком случае региональная политика Федеральной тарифной комиссии рискует ограничиться исключительно сеансами китайской вежливости. Центр будет делать вид, что руководит, а РЭКи будут делать вид, что исполняют. В случае же если Минэкономразвития потребует от РЭКов большего, комиссии всегда могут сослаться на закон, который их защищает от влияния каких-либо министерств. В итоге ситуация, которую намерен изменить президент, будет законсервирована по причине неопределенности нормативной базы. При этом нужно отметить, как тщательно Минэкономразвития определило степень своего участия в жизнедеятельности самой Тарифной комиссии. В концепции существуют по меньшей мере пять пунктов, благодаря которым ни одно важное решение комиссии не может быть принято без ведома МЭРТа. В министерстве свою опеку объясняют желанием обеспечивать единую тарифную политику в сфере регулирования естественных монополий. Без ответа, правда, остается вопрос: кто обеспечит независимость Тарифной комиссии от самих естественных монополий?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Китай вывел ряд товаров из США – чипы, медтехнику и химикаты – из-под своих пошлин в 125%

Константин Ремчуков. Китай вывел ряд товаров из США – чипы, медтехнику и химикаты – из-под своих пошлин в 125%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.05.25

0
907
Дели и Исламабад снова воюют

Дели и Исламабад снова воюют

Владимир Скосырев

Индия нанесла ракетный удар по Пакистану в ответ на убийство туристов в Кашмире

0
1249
Минюст обещает продолжать гуманизацию в СИЗО

Минюст обещает продолжать гуманизацию в СИЗО

Екатерина Трифонова

Освобождение больных арестантов пойдет быстрее лишь после изменений закона

0
1375
Путин высказался о возвращении зарубежных компаний

Путин высказался о возвращении зарубежных компаний

0
1116

Другие новости