0
1183
Газета Экономика Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

Запад демонстрирует России новый формат сотрудничества

Тэги: афганистан, сотрудничество, терроризм, война


Новый формат взаимоотношений между Россией и западными странами, о котором так много говорится в последнее время, был подтвержден во вторник вечером: во время встречи глав военных ведомств стран НАТО в Брюсселе, на которой присутствовал и российский министр Сергей Иванов, шеф Пентагона Дональд Рамсфелд объявил о начале военной антитеррористической операции на территории Сомали.

Информация об этом попала в электронные СМИ лишь вчера вечером со ссылкой на высокопоставленный источник в руководстве бундесвера. По его сведениям, Рамсфелд сообщил коллегам, что операция в Сомали - это не вопрос "если", а вопрос "как" и "когда". "Было бы глупо исключать эту страну из списка целей антитеррористической операции", - добавил глава Пентагона.

Сергей Иванов заявил в Брюсселе, что Россия готова поддержать военные удары не только по Афганистану, но лишь в том случае, если ей будут представлены убедительные доказательства причастности каких-либо режимов к террористической деятельности.

Российский министр обороны и генсек НАТО Джордж Робертсон в ходе заседания Совместного постоянного совета РФ-НАТО обменялись документами об открытии в Москве военной миссии связи НАТО. По словам Сергея Иванова, уровень отношений в формате "двадцатки" будет сформирован к маю 2002 года. Среди тем, которые при таком варианте могут обсуждаться, - борьба с терроризмом, проблема нераспространения оружия массового уничтожения, миротворчество, предотвращение кризисов, в том числе гражданских, а также европейская ПРО. При этом подразумевается, что обсуждение данных вопросов будет проходить на равных, включая и право вето у России. Однако альянс сохраняет за собой прерогативу самостоятельных действий и решений в формате "19" по всем вопросам, относящимся к его обязательствам и ответственности. Окончательное решение о новых правилах взаимоотношений России и НАТО должно быть принято на сессии альянса в Рейкьявике в мае будущего года.

Комментируя итоги своих переговоров и встреч в Брюсселе, Сергей Иванов еще раз подчеркнул, что главными задачами в новых отношениях России и НАТО являются борьба с терроризмом и нераспространение оружия массового уничтожения. При этом в телеинтервью министр заявил, что в международных миротворческих силах в Афганистане Россия не будет принимать участия.

Последний пассаж из выступлений Сергея Иванова "НГ" попросила прокомментировать руководителя СВОП Сергея Караганова и генерал-полковника Леонида Ивашова.

- Насколько отказ от участия в миротворческой деятельности в Афганистане соответствует, по вашему мнению, национальным интересам России?

Сергей Караганов: Я знаю, что в российском руководстве есть колебания по этому вопросу. С одной стороны, хочется поучаствовать, чтобы увеличить или сохранить свое политическое влияние, а с другой - в нашем обществе существуют огромные опасения ввязывания в новую афганскую проблему. Поэтому я думаю, что такое решение было принято и в связи с тем, что в России существует аллергия к участию наших воинских контингентов - даже под миротворческим флагом - в Афганистане.

Леонид Ивашов: Это совершенно правильное решение, поскольку сегодня американцы и их союзники, по сути дела, устанавливают свой военно-политический контроль над этим важнейшим региона мира, а в конечном итоге и над всей Евразией. Именно с афганского плацдарма будет усиливаться влияние и оказываться мощное давление на все центральноазиатские государства. Российское воздействие на процессы здесь будет постоянно ослабевать, а итоговым результатом мне представляется выдавливание нашей страны из Центральной Азии. Американцы давно намеревались обосноваться в Афганистане - ключевом для всей Азии государстве.

Что касается российского участия в миротворческой операции, то Москва и так уже сильно подыграла американцам и сделала достаточно много для того, чтобы американцы укрепились в этом районе, что называется, всерьез и надолго. В сложившихся условиях военно-политической обстановки наше возможное участие в этой операции может выглядеть чисто декоративным и в конечном итоге отвечать интересам только Соединенных Штатов. Мы не должны быть в стороне от процессов, происходящих во Афганистане. Но наша вовлеченность в них должна быть несколько иной. Такой, при которой интересы России, наших союзников и партнеров были бы учтены в более полной мере.

- Можно ли провести какие-то параллели между предстоящим вводом миротворческих сил в Афганистан и тем, как и при каких обстоятельствах вводились миротворческие подразделения в Косово два с половиной года назад?

С.К.: Я думаю, что схожего здесь мало. В отличие от 1999 года сейчас миротворческие войска в Афганистан будут вводиться по договоренности всех ведущих государств мира, в том числе и России, и, по-видимому, даже под эгидой ООН, если не по решению Совета Безопасности ООН, то есть существует согласие лидеров мирового сообщества по данному вопросу. Это я считаю весьма существенным отличием.

Л.И.: Косово и Афганистан объединяют совпадение американских интересов по усилению своего влияния как на Балканах, так и в Центральной Азии. Однако в Косово Россия выступила с некоторым упреждением, развернув свои передовые воинские части в Приштине и на аэродроме Слатина. Рывок всего одного нашего батальона поставил тогда американцев и их союзников в достаточно сложное положение. По сути, они оказались уже перед свершившимся фактом.

А перед этим, когда мы еще только вели переговоры, нас откровенно выбрасывали из предстоящего миротворчества и отводили весьма незначительную роль - участия в операции всего одним-двумя батальонами в американском секторе. Когда же мы с этим не согласились в достаточно резкой форме, России в качестве альтернативного варианта было предложено участие в мобильном резерве генерала Джексона. И в тот момент наш батальон, вошедший в Приштину, сыграл более чем значительную роль.

В Афганистане обстановка сложилась несколько иначе. До начала американской операции против движения "Талибан" Россия действовала совместно с Ираном и другими странами Центрально-Азиатского региона в рамках поддержки Северного альянса. Одновременно мы подталкивали конфликтующие стороны к политическому урегулированию имеющихся противоречий. Надо сказать, что американцы нас опередили и сыграли в Афганистане достаточно мощно. Сегодня мы можем быть в этой стране в лучшем случае только на вторых ролях. Нашего плацдарма в Афганистане сегодня нет.

Поэтому, как мне представляется, Россия здесь должна сосредоточивать свои усилия на вопросах политического урегулирования конфликта и формирования нового афганского правительства, при этом продвигая в афганские органы власти тех людей, которые будут нашими добрыми союзниками и партнерами. Естественно, надо продолжать оказывать гуманитарную помощь населению и содействие в восстановлении экономического комплекса страны.

- Как широко можно трактовать достигнутую в Брюсселе сейчас договоренность о тесном сотрудничестве России и НАТО в борьбе с международным терроризмом?

С.К.: Во-первых, сейчас еще трудно говорить о том, насколько глубоко и широко будет сотрудничество России и НАТО в сфере борьбы с международным терроризмом. Хотя эта сфера была не так давно добавлена в мандат НАТО, реально и формально она еще не входит в этот мандат, и у НАТО есть здесь лишь очень малый опыт. Другое дело, что в силу серьезной реальности нам необходимо поддерживать в этом с альянсом сотрудничество. Борьба с международным терроризмом может быть весьма выгодным направлением такого взаимодействия.

Наконец, надо всегда помнить, что бороться с международным терроризмом необходимо не только совместно с НАТО, но не в последнюю, а может быть, и в первую очередь совместно с Европейским союзом - в рамках, например, обсуждаемой сейчас концепции европейского пространства безопасности, предусматривающей заключение членами Евросоюза и Россией соглашения о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом, преступностью, нелегальной иммиграцией, незаконными финансами, а также в таких сферах, как полиция, налоговые службы, таможня, иммиграционные службы, пограничные службы и т.д. На этом пространстве у Евросоюза существует гораздо больше возможностей, чем у НАТО.

Договариваясь о совместной антитеррористической деятельности, мы не ставим вопрос об участии каких-либо иностранных сил в подавлении террористов в Чечне. Ведь мы приглашаем сюда наблюдателей из Совета Европы, ОБСЕ, постоянно обсуждаем этот вопрос в нашем диалоге с Евросоюзом. Думаю, что Россия сама справится с этим вопросом. Повторяю, что борьба с терроризмом в Европе основывается не только на вооруженной борьбе. Это прежде всего обмен информацией, взаимодействие специальных служб, а также служб, которые обеспечивают нормальную безопасность общества.

Л.И.: Этот термин, я полагаю, от лукавого. Сегодня американское противоборство с терроризмом в Афганистане носит, по моему мнению, второстепенный характер. Главное здесь в другом - в откровенной демонстрации американской военной мощи. Полагаю, и цели в операции ставились весьма глубже, чем борьба с терроризмом в его классическом воплощении. Иными словами, контртеррористическую операцию в Афганистане можно здесь рассматривать не только как цель сокрушения "Талибана", но средство по достижению американского гегемонизма в этом районе земного шара. Это, к слову говоря, особо и не скрывается США и прописано самими американцами в стратегии национальной безопасности.

Вместе с тем политическую поддержку Россией операции по разгрому отрядов террористов в Афганистане следует считать делом правильным, поскольку они потенциально угрожали южным рубежам нашего государства и безопасности наших партнеров в Центрально-Азиатском регионе. Подчеркну, что Россия и до операции США поддерживала Северный альянс в его борьбе с экстремистами в то время, как американцы его, по сути, не признавали. Тем не менее США умело использовали достигнутые нами результаты и многие свои проблемы решили руками формирований Северного альянса. В этом вопросе они нас откровенно переиграли. Что касается нашей операции в Чечне, то здесь во многом Западом по-прежнему продолжают применяться двойные стандарты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
438
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
396
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
480
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
350

Другие новости