0
686
Газета Экономика Печатная версия

11.07.2006 00:00:00

Без вина виноватые

Тэги: егаис, алкоголь


егаис, алкоголь Россиянам надолго придется проститься с любимыми алкогольными брендами.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Российский рынок алкогольной продукции переживает настоящий кризис. Вот уже десять дней, как с магазинных полок исчез почти весь импортный алкоголь, и резко сократилось представительство традиционных отечественных марок. При этом изменений к лучшему в ближайшее время ждать не стоит. Прежнего разнообразия не будет еще несколько месяцев, при этом потребителей ждет новый скачок цен.

У нынешнего кризиса – сразу две причины, что и обусловливает тяжесть последствий. С 1 июля в силу вступили поправки к Закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым из продажи были отозваны все бутылки со старыми акцизными марками, их должны были заменить партии алкоголя, обклеенные новыми марками. Несмотря на то что закон был принят в январе, де-факто импортеры получили новые марки только в апреле, а то и того позже, и многие не успели обклеить ими бутылки.

Кроме того, с 1 июля чиновники ввели еще одно новшество – Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), через которую российские производители и импортеры должны регистрировать каждую бутылку алкоголя на сервере Федеральной таможенной службы, после чего на бутылку можно было наносить штрихкод, продавать без которого алкоголь в России запрещено. Мало того, что к 10 июля только 60% участников рынка успели подключиться к ЕГАИС, так еще система оказалась недоработанной. Она постоянно зависает, из-за чего работающие на алкогольном рынке компании не могут регистрировать и пускать в торговый оборот свою продукцию. Улучшения ее работы в ближайшее время ждать не стоит, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, адаптация системы может занять «довольно значительное время».

Сейчас выясняется, что ситуацию не контролирует ни одно из создавших условия для ее появления ведомство. По сути, за ЕГАИС ответственны три ведомства: инициировавшее поправки в «алкогольный» закон МЭРТ, а также ФТС и ФНС, к которым вся информация об алкогольной продукции должна поступать. Ни в одном из этих ведомств не смогли дать точный ответ на вопрос, что делается для разрешения ситуации и когда ситуация на алкогольном рынке придет в норму. В пресс-службе МЭРТа «НГ» заявили, что «инициирование законопроекта и ведение реестра ЕГАИС – это разные вещи» и в компетенцию МЭРТа контроль над работой ЕГАИС не входит. Представительница пресс-службы ФТС туманно пояснила корреспонденту «НГ», что «по техническим параметрам у таможни все готово, новые акцизы есть», а по поводу ЕГАИС порекомендовало обратиться в унитарное предприятие «Атлас», которое занималось непосредственной разработкой дающей сбои системы. Связаться с представителями ФНС вчера не удалось.

В сложившихся условиях некоторые продавцы алкогольной продукции решили применить старый как мир способ выжить: на днях в Москве была обнаружена партия алкоголя с подделанными акцизными марками нового образца.

Эксперты полагают, что в сложившейся ситуации рынок нелегальных алкогольных напитков в ближайшем будущем будет только расти. Ситуацию усугубляет введенный ранее запрет на дешевое грузинское и молдавское вино, замену которому уже три месяца как с переменным успехом ищут импортеры. Именно рынок вина сейчас испытывает наибольшие потрясения, что грозит ему новым ростом цен. «С введением новых акцизов и запретом на реализацию молдавских и грузинских вин сегмент дешевого вина на рынке сократился на 35%, причем заменить его особо нечем. Российское вино имеет гораздо более низкое качество», – сообщил «НГ» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробис. По его словам, ситуация с новыми акцизами грозит многим дистрибьюторам полным разорением. «Постановление о перемаркировке, согласно которому срок перемаркировки ввезенной до 1 июля продукции продлевается до 29 декабря, при том, что торговать ею без новых акцизных марок все равно запрещено, вышел слишком поздно – 4 июля. Выпустили бы его три месяца назад, у импортеров была бы возможность успеть больше. В конечном итоге количество оптовых и дистрибьюторских компаний может существенно сократиться», – говорит Дробис. Отметим, что на сегодняшний день переклеить марки на ввезенных до 1 июля бутылках успело не более 5–7% участников рынка.

По прогнозам Вадима Дробиса, в сложившихся обстоятельствах выиграли в первую очередь производители пива и слабоалкогольных коктейлей. «Возможно, темпы роста этого рынка ускорятся с нынешних 8% в первом квартале до 10–12%. Замечу, что в прошлом году этот сегмент отрасли вырос всего на 5%», – утверждает эксперт. По его словам, оборот увеличится также и на теневом алкогольном рынке, а также у производителей аптечных настоек, спиртосодержащих жидкостей, некоторых видов парфюмерии и самогона. При этом, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, проблемы с ассортиментом алкогольной продукции на рынке продлятся не менее полугода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин выбирает время для заявлений

Путин выбирает время для заявлений

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Вместо нового политического консенсуса будет уплотняться атмосфера единомыслия

0
1819
Руководители Новороссии отправляются в Москву

Руководители Новороссии отправляются в Москву

Иван Родин

Результаты референдумов о присоединении к РФ осталось оформить законодательно

0
1124
Госдума придает мобилизованным оптимизма

Госдума придает мобилизованным оптимизма

Иван Родин

Социальная и финансовая поддержка от государства пойдет в экономварианте

0
1173
В Москве запросы бизнеса о помощи превращают в программы поддержки

В Москве запросы бизнеса о помощи превращают в программы поддержки

Галина Грачева

Диалог с предпринимателями позволяет городской экономике работать устойчиво

0
302

Другие новости