Владимир Путин и Владимир Якунин озадачились поиском денег на модернизацию железной дороги.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Вчера в Москве открылся первый железнодорожный съезд, приуроченный к 170-летию железных дорог России. Выступивший на съезде президент Владимир Путин поставил перед РЖД задачу решать вопросы развития в первую очередь за счет привлечения частных инвестиций. На их долю должно прийтись три четверти вложений в отрасль до 2030 года.
Делегаты и гости проходящего в Государственном Кремлевском дворце железнодорожного съезда встретили Владимира Путина чем-то очень похожим на звучавшие здесь в застойные годы «бурные, продолжительные аплодисменты», которые, впрочем, не перешли в овации – все-таки другие времена и нравы. Глава государства, дождавшись тишины в зале, призвал железнодорожников полнее использовать транзитный потенциал России. А для этого провести техническое перевооружение отрасли и построить новые железные дороги. Стране необходим новый импульс развития отрасли, сопоставимый с тем, который наблюдался в конце XIX – начале XX веков, заявил Путин.
В тот период железные дороги в России, в том числе и Транссиб, строились на концессионной основе, за счет привлечения частного капитала. Президент призвал руководство РЖД постараться создать такие условия, чтобы и сейчас частный сектор возложил на себя инвестиционное бремя развития отрасли – до 75% общего объема инвестиций.
«Миссия РЖД – создавать условия для частно-государственного партнерства», – отозвался на этот призыв глава РЖД Владимир Якунин. Частный бизнес на сегодняшний день, по его словам, уже вложил в отрасль более 100 млрд. руб. И это несмотря на низкую рентабельность, составляющую всего 1%. Однако этих денег уже недостаточно для решения задач развития. Основные фонды отечественных железных дорог изношены на 59%, изношенность тепловозов и грузовых вагонов превышает 80%. Если не предпринимать мер, то проблемы железнодорожного транспорта негативно скажутся на ситуации в экономике в целом. В частности, темпы роста ВВП могут снизиться с 5–7% в год до 3–4%, констатировал Якунин.
В сентябре правительство одобрило стратегию развития российских железных дорог до 2030 года, которая предусматривает коренную модернизацию производственной базы и строительство новых магистралей. Благодаря этому, считает Якунин, транспортоемкость ВВП удастся сократить в 1,9 раза. Для полного счастья, по оценкам специалистов РЖД и Минтранса, отрасли требуется 13,7 трлн. руб. инвестиций. При этом, заверил президента глава РЖД, нагрузка на госбюджет будет сравнительно небольшой – всего 2,7 трлн. руб. (19,5%). А вот частные инвесторы вложат в будущее железных дорог 10,4 трлн. руб. (75,9%).
Якунин не исключил возможности проведения IPO компании после 2010 года. В известном смысле интриги добавило выступление главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, который с трибуны железнодорожного съезда вызвал ОАО «РЖД» на «капиталистическое соревнование» по привлечению прямых инвестиций. Обращаясь к Якунину, Чубайс сообщил, что РАО «ЕЭС» уже привлекло 482 млрд. руб. прямых инвестиций, и заявил о намерении привлечь 1 трлн. руб.
Не впавший в состязательную эйфорию глава Минтранса Игорь Левитин поспешил заверить президента, что, несмотря на ожидаемый массированный приход частного бизнеса в железнодорожную отрасль, интересы государства не пострадают. «Государственное управление в отрасли будет носить системный характер», – подчеркнул министр. Однако президент, подводя итог разговору, все-таки еще раз напомнил о том, как важно не забывать «про государственные интересы и здравый смысл».