0
22272
Газета Экономика Интернет-версия

06.11.2013 00:01:00

Вдруг оказалось, что наши дороги значительно дешевле, чем в других странах

Тэги: росавтодор, дороги, бюджет, счетная палата


росавтодор, дороги, бюджет, счетная палата Несмотря на заявления строителей, дороги по-прежнему дорого обходятся бюджету. Фото Reuters

Правительство и Кремль не отреагировали на сенсационные заявления Росавтодора о том, что строительство дорог в России в 1,5 раза дешевле, чем в Германии, Норвегии или США. Хотя именно президент, премьер и Счетная палата (СП) утверждали прямо противоположное: расценки дорожного строительства завышены в разы и километр дороги у нас оказывается значительно дороже, чем в Европе, США и Китае. Эксперты гадают – кто и как ввел в заблуждение первых лиц государства относительно стоимости дорожного строительства в РФ.
Строительство многополосных автодорог в России обходится в среднем в 1,4–1,5 раза дешевле, чем в Германии, Норвегии или США, заявил руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Для правильного сравнения дорожных смет нужно исключить из них затраты на подготовку территорий и налоги, считают в Росавтодоре. Стоимость строительства многополосных дорог в России меньше и составляет почти 67,9 млн руб. за километр. В переводе на рубли в США цена дорог этой категории равна 102,6 млн руб. за километр, в Германии – 94,3 млн руб., а в Норвегии – 105,02 млн руб., процитировали СМИ главного дорожного строителя страны.
Примечательно, что данные дорожников абсолютно противоречат тому, что ранее утверждали высшие руководители государства. Еще в 2009 году в Послании Федеральному собранию тогдашний президент Дмитрий Медведев утверждал, что дорожное «строительство ведется по завышенным в разы расценкам». Похожая позиция у Владимира Путина. «До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства.
   
Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики», – говорил Путин весной 2010 года. А бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин сообщил, что стоимость строительства дорог в России в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза выше, чем в США, в 7 раз выше, чем в Китае.
Между тем в Росавтодоре настаивают: на сегодняшний день цена дороги зависит от условий строительства (географическое расположение, природно-климатические и грунтовые особенности, степень застроенности территорий, расчетная интенсивность дороги, доставка строительных материалов и т.п.) и структуры затрат. «От 5 до 40% затрат составляют расходы на подготовку территорий (в зависимости от густонаселенности местности), которые входят в структуру затрат в России и, наоборот, не входят в структуру затрат в европейских странах, США и Канаде, – отмечается в комментарии, присланном пресс-службой ведомства. – Затраты на разработку проектной документации и надзор за строительством также включаются в смету на строительство в России и, наоборот, финансируются за счет иных источников в других странах. Таким образом, в структуре затрат на строительство автомобильной дороги, – например, в США – может не учитываться 50% и более от реальной стоимости объекта».
Столь противоречивые заявления чиновников относительно стоимости дорожного строительства могут запутать кого угодно. Возникают и конспирологические версии: неужели кто-то смог обмануть премьера, президента и Счетную палату? И даже если поверить Росавтодору, то появляется естественный вопрос: за счет чего дороги в РФ оказываются в 1,5 раза дешевле, чем в Европе, – за счет качества, инновационных технологий, высокой производительности, низкой зарплаты или за счет манипуляции с цифрами? Более правдоподобная версия: расходы на дорожное строительство остаются непрозрачными, и благодаря хитрой арифметике в этой сфере можно доказать что угодно. Захочешь – и дороги будут дорогими, а не захочешь – дешевыми.
«В ходе проверок СП не были выявлены факты, доказывающие, что стоимость объектов дорожного строительства в РФ ниже стоимости объектов в зарубежных странах», – сообщили «НГ» в аппарате аудитора СП Валерия Богомолова. По данным проверок СП, «средняя стоимость одного километра кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга с сооружениями на ней составила почти 1,5 миллиарда рублей, а на московских дорогах этот показатель доходит до 5 миллиардов рублей».
Глава Росавтодора Роман Старовойт готов реализовать любые проекты.	 Фото с сайта www.rosavtodor.ru
Глава Росавтодора Роман Старовойт готов реализовать любые проекты.
     Фото с сайта www.rosavtodor.ru
Итак, если верить Росавтодору, цена километра многополосной дороги в России в среднем около 68 млн руб., а по факту – от 1,5 до 5 млрд руб. за километр. Правда, в СП отмечают, что «высокая стоимость строительства во многом обусловлена затратами на переустройство инженерных коммуникаций, попавших в границы полосы отвода автомобильной дороги». В стоимость строительства дороги включаются затраты по выносу из зоны строительства объектов железнодорожного транспорта, нефтепроводов, газопроводов, линий электропередачи.
Между тем дорожники указывают, что в РФ ниже затраты на энергоносители и на оплату труда. «Удельные затраты на транспортные расходы, эксплуатацию машин и механизмов в России составляют в среднем около 15%, а в европейских странах соответственно около 25%. Разница в долях затрат на оплату труда еще более существенная – в России около 5% (по данным сметных расчетов), в Европе до 35%, в Китае около 10%», – говорит президент партнерства дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов. В то же время он называет цифры, которые разительно отличаются от данных Росавтодора. «Средняя стоимость строительства одного километра многополосной автомагистрали в Германии составляет около 435 миллионов рублей, в Норвегии – 540 миллионов рублей. А в США километр четырехполосной дороги может стоить около 750 миллионов рублей, – отмечает он. – Как правило, эти проекты включают в себя транспортные развязки, искусственные сооружения, затраты на выкуп земель, а также затраты, связанные со сложностью  условий строительства и грунтовых условий».
«Данные по затратам на дороги фактически засекречены, их невозможно проверить. Чиновники могут называть любые цифры относительно стоимости строительства дорог в России. Заявление Росавтодора о дешевизне наших дорог очень напоминает смесь манипуляций и попыток сравнить несравнимое по качеству. Часто бываю в Европе, в Канаде, в Японии и вижу, что дороги практически везде лучше, чем у нас, да и строятся они гораздо быстрее», – говорит президент промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин. «Мой опыт работы не позволяет поверить, что в России дешевле строить дороги, чем в других странах, – даже если оставить за скобками воровство и коррупцию. У нас выше налоги, дороже сырьевые и энергетические ресурсы, плюс общий бардак и непредсказуемость. Не могу представить, что наши чиновники более эффективно тратят деньги на строительство дорог», – отмечает Бабкин.
Примеры низких начальных затрат эксперты объясняют нарушениями технологии строительства. «Из-за низкого качества асфальтового покрытия тендеры выигрываются со значительным снижением первоначальной стоимости. К тому же исполнителю невыгодно использовать высококачественное покрытие, которое фактически лишает подрядчиков дополнительного дохода за обслуживание дорог», – отмечает первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский. «Нужно оценивать в первую очередь не ценовые, а качественные показатели, поскольку очень важно – будет ли потрачены бюджетные деньги на дороги, отвечающие всем стандартам качества и безопасности», – советует директор по продажам автоспеццентра «Инфинити» Александр Жулин.
«Предполагаю, что Росавтодор сравнивает стоимость строительства неэквивалентных по качеству дорог. Не секрет, что в России принято минимизировать себестоимость за счет снижения качества», – рассуждает гендиректор консалтинговой компании «Аркаим» Александр Дорофеев. По его словам, новые заявления Росавтодора звучат как ответ на требования властей провести оптимизацию расходов.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Модернизация Боткинской больницы идет успешно

Модернизация Боткинской больницы идет успешно

Елена Крапчатова

Исторические корпуса клиники были капитально отремонтированы, она получила новое оборудование и новый статус

0
414
Ежегодный инвестиционный налоговый вычет установлен в 150 миллиардов рублей

Ежегодный инвестиционный налоговый вычет установлен в 150 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Промышленники просят расширить список поддерживаемых правительством отраслей

0
504
Путин или Мишустин повезут в Баку новую климатическую стратегию

Путин или Мишустин повезут в Баку новую климатическую стратегию

Михаил Сергеев

Россия расскажет на СОР29 о создании системы углеродного мониторинга

0
577
Квартира, дача и машина не помогают преодолевать финансовые шоки

Квартира, дача и машина не помогают преодолевать финансовые шоки

Анастасия Башкатова

0
751

Другие новости