0
7425
Газета Экономика Интернет-версия

02.10.2017 19:54:00

Новый налог на посылки грозит казне потерями

Тэги: налоги, интернет, покупки, зарубежные посылки


налоги, интернет, покупки, зарубежные посылки Сокращение спроса на подорожавший импорт может оставить без работы многих почтальонов. Фото агентства «Москва»

Непродуманное повышение налогов часто наносит ущерб государственному бюджету. В России подобное уже случалось: из-за резкого повышения алкогольных акцизов суммарные сборы казны не выросли, а упали. Такая же история может повториться и в следующем году при попытке ввести налоги на зарубежные интернет-покупки. Расходы на администрирование нового налога могут значительно превысить потенциальные сборы, предупреждают иностранные компании, которые изучили аналогичный опыт в других странах.

В 2016 году в Россию пришло 233 млн посылок из иностранных интернет-магазинов. По данным совместного исследования интернет-ретейлера eBay и британской аудиторско-консалтинговой компании EY, средняя стоимость посылки составила 1295 руб. Таким образом, россияне заплатили в прошлом году за личный импорт свыше 300 млрд руб.

Сегодня казна почти ничего не получает от налогов на зарубежные посылки. Ведь каждый гражданин может беспошлинно «ввозить» товаров на 1 тыс. евро ежемесячно (посылки дороже облагаются пошлиной в 30%). Кроме того, ропщут и отечественные продавцы через Интернет, так как им приходится оплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%, а зарубежным конкурентам – нет.

Правительство давно хочет исправить ситуацию, команды от президента Владимира Путина на разработку новой модели поступают с 2013 года, но новая реформа никак не склеивается. Тем не менее доходы от зарубежных интернет-покупок уже заложены в проекте бюджета на ближайшую трехлетку.

Первые 30 млрд руб. должны поступить во втором полугодии 2018 года, а в 2019 и 2020 годах ожидаются поступления по 60 млрд руб. Для этого, очевидно, уже в первом полугодии следующего года новые подходы к гражданскому импорту будут окончательно согласованы. В первую очередь планируется снизить порог беспошлинного ввоза товаров населением: с 1 июля следующего года пошлину придется платить уже при стоимости товара выше 20 евро. Лоббисты также не оставляют надежд на введение налога на добавленную стоимость.

EY и eBay проанализировали результаты введения НДС для зарубежных продавцов в других странах и предупреждают в своем исследовании, что российский бюджет может потерять до 34,6 млрд руб. в год при введении НДС для иностранных интернет-магазинов. Поступления в бюджет от введения НДС компании оценивают в 54,3 млрд руб., а стоимость администрирования НДС 233 млн посылок, по их данным, может составить от 77,8 до 88,9 млрд руб.

Глава eBay в России Илья Кретов сообщил агентству RNS, что введение НДС для иностранных интернет-магазинов приведет к росту цен для потребителей. «Цены могут значительно вырасти. У иностранных продавцов будет выбор: поднимать цены, чтобы компенсировать размер дополнительного налога и связанные с этим операционные издержки, или закрыть Россию для продаж. Получив монополию на тот или иной товар внутри страны из-за ухода иностранных конкурентов, российский ретейл (и не только онлайн) сможет еще больше поднять цену», – сказал он.

Интернет-торговля растет такими темпами, что без облагания ее налогами государство будет терять значительные суммы, считают опрошенные «НГ» эксперты, но предупреждают и о возможных сложностях с реализацией проекта.

«Выгода для бюджета от введения НДС для иностранных интернет-магазинов, безусловно, будет, так как товарооборот с иностранными магазинами очень большой. Это обеспечит и лучшие конкурентные условия для отечественных площадок, но возможна и обратная сторона – российские магазины могут поднять цены, что ударит по потребителям. Что касается иностранных магазинов, то они либо сократят долю своего влияния в России (что опять же создаст монопольные условия для российских магазинов), либо поднимут цены на стоимость НДС таким образом, что налоговое бремя будут нести граждане, – сказал «НГ» руководитель налоговой практики компании BMS Law Firm Давид Капианидзе.

«Основная сложность в справедливости сбора и полноты охвата рынка, сказал «НГ» доцент Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев. – Введение НДС может сказаться на повышении цен на товары иностранных интернет-магазинов и заставить потребителей искать альтернативный, возможно, более сложный путь приобретения товаров по низким ценам. Самим же иностранным компаниям НДС сильно не помешает, так как наш рынок интернет-торговли в принципе еще недостаточно велик. В конечном счете иностранный продавец может просто отказаться доставлять товары в Россию».

«Вести речь о стоимости администрирования налога преждевременно, поскольку существует несколько вариантов реализации процесса, одним из которых является администрирование финансовых потоков, – сообщил «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. – Такой метод не потребует дополнительных затрат государства, так как аналогичная норма разработана и с 1 января 2017 года применяется в отношении  иностранного ПО.

В целом моделью НДС на товары стал налог «на Google», введенный на территории РФ зимой 2017 года. Суть его заключается в следующем: иностранные компании, оказывающие услуги физическим лицам на территории России, становятся налоговыми резидентами нашей страны и платят налог 18%.

Такие услуги охватывают большое количество областей – социальные сети, программное обеспечение, игры, базы данных, хостинги, рекламу и торговые площадки (это и услуги такси, и продажа товаров, и многое другое). Например, если вы, собираясь на отдых, бронируете гостиницу в Испании через общеизвестный сервис booking.com, то он не платит никакие отчисления в бюджет РФ, поскольку пользоваться его услугами вы будете на территории другого государства. Однако сам booking.com должен оплатить налог 18% со своей комиссии, поскольку им услуга оказана на территории России. Такси Uber платит налог с каждой поездки, а eBay – с комиссии от продажи товара (не со стоимости товара, а именно со своей комиссии).

А вот если российская компания размещает свою программу в Appstore, то комиссию за нее также платит Appstore. И этот подход совершенно логичен и справедлив, ведь таким образом исключается двойное налогообложение, а компании находятся в заведомо равных условиях ведения бизнеса. Такая система – мировая практика», – заключил Федоров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1336
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
868
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1235
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
815

Другие новости