0
3525
Газета Экономика Печатная версия

26.12.2019 21:00:00

"Роснефть" готова потеснить мировых мейджоров

Компания успешно реализует политику импортозамещения

Тэги: роснефть, стратегия, инновационные разработки


«Роснефть» в рамках реализации свой Стратегии-2020 успешно внедряет инновационные разработки. Причем по всем направлениям бизнеса. О том, как эти задачи решаются на практике, рассказал в интервью РБК daily вице-президент «Роснефти» Александр Романов. По его словам, одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки – исключение зависимости от импортных поставщиков-катализаторов.

По сути, говорит Романов, это вопрос энергобезопасности страны. Это понятно, так как в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет. Как известно, еще несколько лет назад зависимость от импортных катализаторов составляла до 100%. «Сейчас, конечно, уже меньше, – отмечает Романов. – «Роснефть» по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы, в том числе и собственного производства. У нас работают два катализаторных предприятия – Ангарский и Новокуйбышевский заводы».

Предприятия «Роснефти» уже несколько лет на установках риформинга бензина поэтапно производят замену импортных катализаторов на собственные. Катализаторы риформинга, как известно, стоят дорого, но они и служат до 10 лет. В итоге более 60% используемых компанией катализаторов риформинга произведены на заводе в Ангарске. Так же неплохо обстоит дело с катализаторами парового риформинга для производства водорода. Как результат – более 70% водорода вырабатывается компанией на собственных катализаторах. Эти же катализаторы, заметим, успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний.

Ангарский завод является производством широкого спектра. Основное направление – платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. В общей сложности завод производит более 450 т катализаторов в год. Плюс имеются современные мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга на Новокуйбышевском заводе катализаторов – до 6 тыс. т в год. Эти мощности полностью покрывают настоящие и будущие потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки.

«Не так давно мы провели на Уфимской группе НПЗ промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства, – рассказал Александр Романов. – Это уникальный продукт, наша корпоративная инновация – единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5».

По словам вице-президента «Роснефти», испытания показали, что устойчивое снижение содержания серы происходит не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов. Более того, по активности катализатор «Роснефти» значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги. Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора – одного из основных показателей его эффективности. «Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы», – отмечает Романов. К производству катализаторов гидроочистки полностью готов завод «Роснефти» в Стерлитамаке. В итоге с января 2020 года компания полностью переходит с импорта этого вида катализаторов, а также намерена выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив.

А так как «Роснефть» является акционером в ряде зарубежных нефтеперерабатывающих активов, в частности в Германии и Индии, компания собирается участвовать в конкурсных процедурах на поставку и на этих предприятиях, и в других регионах.

Заметим, что мощность «РН-Кат» по реактивации катализаторов составляет 2 тыс. т в год, по производству катализаторов гидроочистки – 4 тыс. т в год. На собственные нужны пойдет 1 тыс. т, остальное – на продажу. Это, кстати, очень хороший и перспективный бизнес, рынок которого растет очень быстрыми темпами. Если пять-семь лет назад общее потребление катализаторов в РФ составляло около 7 тыс. т, то сейчас уже примерно 17 тыс. т. При этом к 2030 году прирост ожидается на уровне не менее 50%, то есть еще на 10 тыс. т.

«Мы лидеры и, по сути, единственные в стране, кто выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга, – говорит Романов. – Мы единственные в России, кто выпускает катализаторы для производства водорода, а теперь и гидроочистки дизельного топлива».

Риформинг и изомеризация – самые дорогие катализаторы, на них приходится около 40% всех процессов переработки. И в этом смысле «Роснефть» выбрала крайне перспективную нишу. В целом же российским компаниям удалось полностью разбить монополию импорта западных производителей.

В ближайшее время «Роснефть» будет делать упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. В среднесрочной перспективе планируется освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Стратегическая цель – в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей НПЗ компании в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого эта продукция будет активно продвигаться на рынок.

А рынок этот более чем перспективен. К 2022 году объем мирового рынка составит, по разным оценкам, от 7,5 до 8 млрд долл. Это на 10–15% больше нынешнего уровня.

При этом, естественно, важно правильно настроить всю цепочку работ: от опытно-конструкторских и инженерных до собственно производства. В «Роснефти» такая цепочка уже создана. Корпоративный научный центр компании – крупнейший в Европе. Он включает в себя 32 проектных и исследовательских института, а также 41 центр компетенции. Работы по моделированию каталитических процессов, сервисному сопровождению эксплуатации разработанных и внедренных в производство катализаторов ведет инжиниринговый центр, сформированный на базе Центра исследований и разработок – РН-ЦИР.

В дополнение к этому «Роснефть» успешно развивает парк пилотных установок в Средневолжском НИИ нефтепереработки, который расположен в непосредственной близости к Новокуйбышевскому заводу катализаторов. Раньше создание подобных наукоемких производств было доступно ограниченному количеству компаний, эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь «Роснефть» готова их потеснить. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Космический кулак Пентагона

Космический кулак Пентагона

Владимир Щербаков

США переносят вооруженное противостояние на орбиту Земли

0
1326
"Сахалин-1": четверть века проекту рекордов

"Сахалин-1": четверть века проекту рекордов

Владимир Полканов

0
871
"Роснефть"инвестирует в охрану природы

"Роснефть"инвестирует в охрану природы

Владимир Полканов

0
1531
Экс-глава BP Дадли видит огромный потенциал России на нефтяном рынке

Экс-глава BP Дадли видит огромный потенциал России на нефтяном рынке

Николай Гридчин

Известный управленец рассказал, какой будет цена на нефть в ближайшей перспективе и кто от этого выиграет

0
1357

Другие новости

Загрузка...