0
2820
Газета Экономика Интернет-версия

14.01.2021 23:00:00

Почему не удается удержать рост цен на бензин

Попытки государства снизить стоимость топлива пока приводят лишь к его подорожанию

Тэги: нефть, бензин, цены, цены на бензин, цены на топливо


нефть, бензин, цены, цены на бензин, цены на топливо Фото Pixabay.com

Несмотря на активный рост биржевых цен на бензин на топливном рынке, розничные цены в РФ пока остаются стабильными, однако ситуация может измениться. На прошлой неделе топливо уже подорожало в нескольких регионах страны. Как считают эксперты, рынок находится под серьезным давлением ряда факторов, среди которых рост налоговой нагрузки и транспортных тарифов, а также механизм демпфера и действия спекулянтов.

По итогам первых дней года, цена самого популярного в России бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросла почти на 8% и составляет 51 316 рублей за тонну. В конце декабря она стоила на 3 700 руб. дешевле. По словам старшего аналитика WMT Consult Валерия Андрианова, на ситуацию оказывает влияние налоговая политика государства, а именно повышение акцизов, ведь только с начала этого года они повысились уже на 4%, а в целом, за последние пять лет они существенно выросли , практически в два раза. – «Кроме того, оказывает влияние так называемый демпфер. Причины введения этого механизма были достаточно благие, предполагалось, что этот механизм поможет создать такую ситуацию, при которой повышение цен на мировом рынке нефти не будет приводить к повышению цен на нефтепродукты. Но на самом деле все получилось наоборот», - отметил Андрианов.

Основным фактором роста цен остается недостаток предложения, в первую очередь это касается АИ-92. Аналитики объяснили ситуацию повышенным спросом со стороны участников рынка, которые восполняют запасы топлива, расходованного за длинные каникулы, при этом рынок отыгрывает рост цен на нефть почти на 10% в январе. Все это делает экспорт для российских компаний намного более привлекательным, чем поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Наглядно доказывает это результаты по итогам 2020 года крупнейших нефтяных компаний , которые существенно нарастили объем экспорта бензинов: «Сургутнефтегаз» – на 35%, «Газпром нефть» – на 34% и «Лукойл» – на 23%.

Бензин «уходит» с внутреннего рынка в связи с действием особого механизма демпфера, введенного в России с 1 января 2019 года. Он был призван компенсировать нефтяным компаниям потери в том случае, если поставки на внутренний рынок для них окажутся менее привлекательными, чем экспортные. Однако в действительности, механизм создал на рынке обратную ситуацию - нефтяные компании оказались вынуждены продавать топливо на внутреннем рынке себе в убыток. Итогом действия демпфера на оптовом рынке становится дефицит, причем некоторые крупнейшие нефтяные компании уже серьезно сократили поставки топлива на биржу. В частности, в декабре «Лукойл» продал на 21% меньше бензинов по сравнению с тем же периодом 2021 года, «Газпром нефть» уменьшила продажи на 4%, «Сургутнефтегаз» на 17%, а Антипинский нефтеперерабатывающий завод – на 26%.

Есть и исключения. Крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок – «Роснефть» – наоборот поставки нарастила, причем компания традиционно закрывает дефицит топлив на внутреннем рынке. По результатам декабря прошлого года компания увеличила объемы поставок на внутренний рынок на 52% по автобензинам и на 32% по дизельному топливу по сравнению с 2020 годом. В результате доля продаж компании на биржевом рынке в декабре увеличилась на 12%, достигнув по автобензинам рекордных за всю историю торгов 62%.

«У нас внешний рынок и бензина, и дизельного топлива, и нефти в результате роста цен стал более привлекательным, чем внутренний, – констатирует генеральный директор «Инфотэк-Терминал» Рустам Танкаев».

«Проблема с ценами, которая у нас актуализировалась, лежит не в плоскости потребителя, а в плоскости рынка, в плоскости переработки, в плоскости реализации топлива. Та налоговая система, которая на сегодня сложилась, те механизмы демпфера, которые выравнивают цены для потребителя никоим образом не способствуют росту инвестиционной привлекательности нефтедобывающей, нефтереализующей, нефтеперерабатывающей отраслей, – считает вице-президент Независимого топливного союза, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. – Соответственно, исходя из того, что Минфин категорическим образом не хочет увеличивать привлекательность отрасли, не хочет привлекать денежные средства для развития отрасли, мы находимся в постоянной ситуации выплаты в той или иной степени налогов, то ли через демпфер, то ли через акциз, то ли через налог с продаж – как угодно, но постоянно нефтяники платят. Поэтому все проблемы роста, которые существуют, вызваны действующей налоговой политикой».

По данным экспертов, примерно 10% цены на бензин составляют транспортные расходы и последние несколько лет тарифы на перевозку грузов увеличивались на 7-10% в год. Особенно остро вопрос стоит для Дальнего Востока, где работает всего два нефтеперабатывающих завода, мощности которых не хватает для удовлетворения спроса огромного региона, где ежегодно наблюдается дефицит топлива. Владельцам АЗС приходится закупать топливо в соседних областях и везти по железной дороге, что приводит к росту цен на АЗС дальневосточного округа. При этом действующая фискальная политика не позволяет эффективно расширять нефтеперерабатывающие мощности внутри страны, поскольку инвестиции в строительство новых НПЗ не окупаются.

По словам Танкаева, сложно понять, как лучше выходить из этого положения. «Мы все знаем, что увеличивая налоговую нагрузку на нефтяные компании сверх всякой меры, с 1 января 2019 года правительство ввело некий демпфер, который должен был компенсировать потери финансовые для нефтепереработчиков. Фактически, демпфер увеличивает цены на бензин и дизельное топливо внутри России примерно на 4%. Все разговоры с Минфином о том, что может изменить этот механизм упираются в то, что Минфин считает, что действующий демпфер позволяет заполнять государственный бюджет, поэтому его трогать нельзя. На розничном рынке это пока не сказалось. Существует определенный временной лот, через который высокие оптовые цены должны быть перенесены на внутренний рынок. Это где-то 2-3 месяца. В феврале мы явно увидим первые изменения, и независимые АЗС должны будут закрываться, потому что они будут нести убытки, или цены на бензин и дизтопливо должны будут увеличиться».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Михаил Сергеев

Китай осложняет жизнь российских производителей грузовиков

0
1489
Потеря европейского рынка обошлась "Газпрому" в 4 триллиона рублей

Потеря европейского рынка обошлась "Газпрому" в 4 триллиона рублей

Ольга Соловьева

Внутреннее потребление газа пока не может компенсировать сокращение экспортных поставок

0
2293
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
3302
Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Ольга Соловьева

Производство российской пшеницы будет снижаться, а экспорт – расти

0
5234

Другие новости