0
3733
Газета Экономика Печатная версия

06.09.2021 20:27:00

Отечественному IT создадут конкурентные преимущества

Чиновники готовятся вводить новые меры поддержки отрасли

Тэги: минцифры, правительство, it, технологии, бизнес, чиновники, власть

On-Line версия

минцифры, правительство, it, технологии, бизнес, чиновники, власть Вице-премьер Дмитрий Чернышенко видит необходимость увеличения господдержки IT-сектора. Фото с сайта www.government.ru

Власти разрабатывают второй пакет поддержки IT-отрасли. Об этом в понедельник сообщил премьер РФ Михаил Мишустин. Чиновники обещают, что второй набор мер должен быть не менее эффективным, чем уже принятый, который включал в себя в основном набор налоговых преференций. Открытым, впрочем, остается вопрос введения цифрового налога для иностранных IT-компаний. Поддержка отрасли важна, но преобладание в IT-секторе госзаказа, а не бизнеса будет сдерживать развитие отрасли, предупреждают эксперты.

Второй пакет должен быть не менее эффективным, чем первый, указал премьер Мишустин на совещании со своими заместителями в понедельник. Глава кабмина отметил, что к проработке второго пакета были привлечены также эксперты отрасли. «В таких вопросах обязательно нужно слышать мнение компаний, для которых и создаются меры поддержки. Они хорошо понимают, какие именно решения им нужны для развития», – заметил чиновник.

Второй пакет мер поддержки IT-отрасли находится в высокой степени готовности и согласован со всеми заинтересованными ведомствами, сообщили в Минцифре.

В апреле же чиновники рассказывали, что во второй пакет мер поддержки IT-отрасли вошло всего порядка 64 предложений. Среди них, в частности, фигурировали введение «цифрового налога» для иностранных компаний, работающих с персональными данными россиян, НДФЛ для блогеров, льготы для инвесторов в игровые проекты и другие меры. Позднее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отмечал, что второй пакет мер поддержки IТ-отрасли искусственно притормозили из-за решения вопроса по включению «цифрового налога» на глобальные IТ-компании.

В начале сентября в Минцифре сообщали, что министерство согласовало со всеми заинтересованными ведомствами ряд новых налоговых льгот для IT-отрасли. Среди них: инвестиционный налоговый вычет за внедрение отечественных решений – как программных, так и аппаратных, ускоренная амортизация программно-аппаратных комплексов и повышенный коэффициент включения в себестоимость затрат на искусственный интеллект, рассказывал замминистра цифрового развития Максим Паршин.

«Среди них (мер второго пакета. – «НГ») стимулирование использования отечественного ПО, снижение административной нагрузки на IT-компании, продвижение на зарубежных рынках отечественных IT-продуктов, формирование института IT-омбудсмена и многие другие», – рассказывал первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

Основной вопрос нового пакета – внедрение цифрового налога. Максим Паршин на прошлой неделе рассказывал, что в России может быть введен цифровой налог для иностранных IT-компаний по модели, которую прорабатывает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По словам Паршина, в настоящее время «идет проработка детальных механизмов и модели» налогообложения, детальное описание модели может быть опубликовано в ноябре. «После того как глобальное регулирование будет внедрено, локальные цифровые налоги, которые были ведены до этого в ряде стран, будут отменены», – цитировал Паршина Интерфакс.

Модель ОЭСР предусматривает минимальную ставку налога для глобальных цифровых корпораций не ниже 15%; к плану введения нового налогообложения присоединились 130 стран мира.

Интерес РФ понятен. По подсчетам аналитиков PricewaterhouseCoppers (PwC), введение цифрового налога в России будет приносить бюджету страны от 53 млн до 103 млн долл. в год. Исследование компания проводила специально по заказу Минцифры.

Что касается первого набора мер поддержки для IT-отрасли, то он был утвержден в прошлом году. В конце июля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о налоговом маневре для IT-отрасли, который вступил в силу с 1 января 2021 года. Первый пакет помощи предусматривал установление ставки по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевую ставку в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Кроме того, для IT-компаний на бессрочный период устанавливались пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%: на обязательное пенсионное страхование – 6%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%, на обязательное медстрахование – 0,1%.

Для того чтобы претендовать на получение налоговых льгот, необходимо было получить госаккредитацию IT-компании в Минцифре. Кроме того, доля претендующей на налоговые льготы компании в выручке от реализации услуг по разработке и адаптации программного обеспечения должна составлять не менее 90%, а штат должен состоять не менее чем из семи сотрудников.

Предполагалось, что у IT-предприятий появятся свободные средства на развитие. Вводя послабления, правительство надеялось создать для такого бизнеса комфортные и конкурентные условия, чтобы IT-специалисты не уезжали за рубеж.

В правительстве уже готовы подвести предварительные итоги. В частности, пояснил в понедельник Мишустин, с момента утверждения новых льгот количество аккредитованных российских IT-компаний выросло почти на 3 тыс. Число программных продуктов, включенных в реестр отечественного ПО, увеличилось примерно на 4,5 тыс.

«Льготами налогового маневра воспользовались около 6 тыс. IT-компаний, по данным Минцифры. Это очень хороший результат», – считает член координационного совета «Деловой России», гендиректор компании «Эвотор» Андрей Романенко. Однако, продолжает он, первый пакет мер не затронул значительную часть сектора. «Например, компании, которые кроме софта разрабатывают «железо» и сервисы, неразрывно связанные с ПО, под действие нового закона не попали. Так же как не попали под льготы предприятия радиоэлектроники. Между тем, чтобы появлялись отечественные hardware устройства, нужно поддержать не только разработчиков ПО, но и дать льготы на продажу готовой радиоэлектронной продукции российского производства», – уверен эксперт.

Отрасль нуждается в постоянной поддержке, потому что ее доля в ВВП составляет меньше 1%, и это намного меньше, чем в развитых странах, отмечает руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. Он напоминает, что сектор также пострадал от пандемии коронавируса. «В пандемию уменьшилось количество заказов от частного бизнеса, но увеличилось количество заказов от госструктур. Но госучреждения по своей природе консервативны и программные решения для них также консервативны. Только частный бизнес является двигателем инноваций. Опираясь на поддержу госструктур, сектор теряет конкурентоспособность», – говорит эксперт.

Другая проблема – эмиграция программистов. «Из-за потерь заказов, предоставляемых ранее частным бизнесом, они уезжают за границу. Многие отечественные фирмы думают о внесшей экспансии и повернулись лицом на Запад», – указывает Верников.

Правительственные пакеты помощи ограничены возможностями правительства и носят в основном налоговый характер, продолжает аналитик «Финам» Леонид Делицын. «Если бы в нашей IT-индустрии преобладали крупные отечественные высокоприбыльные компании, подобные Microsoft (годовая прибыль – 72 млрд долл.) или Oracle (12 млрд долл. прибыли), то такие меры стимулирования помогли бы им приобретать конкурентов, выходить на смежные рынки и продолжать глобальную экспансию», - рассуждает он. 

«Но у нас сейчас ситуация не такая прямолинейная, ведь крупнейшими компаниями в нашем IT фактически являются Yandex и Сбер. И поэтому в качестве показателей эффективности приводится число новых зарегистрированных IT-компаний», – объясняет аналитик.

Эксперт не ждет революционных изменений в отрасли и появления товаров и услуг, которые захватят глобальные рынки благодаря правительственным мерам стимулирования. «Сегодня в мире один крупный продавец IT-сервисов – это США. Даже внутри этой страны в доле затрат на IT-сервисы приходится уже около 40%, в то время как для большинства стран мира затраты на IT – это в основном оплата сотовой связи», – говорит Делицын.

Он, впрочем, сомневается, что отечественному IT ставятся столь амбициозные задачи. «Сейчас надо обеспечить устойчивость экономики в том случае, если санкции отрежут и фирмы, и физлиц от привычных программных продуктов и сервисов. А замещать импорт уже понятных продуктов отечественными льготы, безусловно, помогут. Увеличение числа зарегистрированных отечественных программных продуктов говорит о том, что процесс пошел», – уверен аналитик.

«По итогам 2020 года российский IT-рынок вырос на 14%. По данным CNews Analytics, в 2020 году совокупная выручка российских производителей программных продуктов выросла на 28% и превысила 1,2 трлн руб. 2020 год стал также годом создания в России крупных высокотехнологичных «экосистем» – например, «Сбер», «Яндекс», Ozon и т.д. То есть происходит интеграция, технологическая и экономическая, разных видов услуг потребителям – финансово-банковских и других технологических услуг – маркетплейсов, интернет-магазинов, онлайн-кинотеатров и т. д», – рассказывает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее мнению, дополнительным фактором, «подстегивающим» ускоренное развитие российского IT стала пандемия коронавируса и ее последствия в виде перевода на дистанционную работу значительной части сотрудников, а это потребовало соответствующих инвестиций в ПО и оборудование.

увеличение числа IT компаний в реестре не является показателем, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников. «Софт, железо как было так и осталось импортным, а микроэлементов российского производства, собранных на территории России, вообще под вопросом. Эта поддержка коснулась компании, которые и так не бедствовали, а малый и средний уровень компаний- многие не смогли попасть в этот реестр. Появилась даже новая услуга, как помочь попасть в данный реестр», - рассказывает он.

Первый пакет мер, в который вошли значительные налоговые послабления для российских разработчиков ПО и баз данных - это значительный шаг в поддержке ИТ-отрасли, считает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Однако в полной степени оценить эффекты мер можно будет через год, полагает он. Что касается второго пакета, то, по мнению эксперта, необходимо расширять меры поддержки и расширять количество компаний «цифрового контура», которые смогут воспользоваться этими мерами поддержки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молдавским румынам указали, за кого голосовать

Молдавским румынам указали, за кого голосовать

Светлана Гамова

Бухарест озаботился преемственностью действующей кишиневской власти

0
606
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1315
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1291
Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
1745

Другие новости