0
1471
Газета Экономика Интернет-версия

12.09.2023 13:53:00

Достаточно ли Дальнему Востоку преференций

На Восточном экономическом форуме обозначили сильные и слабые стороны действующих льготных режимов


На фото Михаил Хардиков. Фото Вячеслав Викторов\Росконгресс

Почти 10 лет назад был дан старт преференциальным режимам на Дальнем Востоке – территориям опережающего развития (ТОР) и режиму свободного порта Владивосток (СПВ). Сегодня к ним добавились новые – Арктическая зона, специальный административный район на острове Русский, Курильские острова. Был создан беспрецедентный режим для бизнеса, помогающий привлекать инвестиции и улучшать условия жизни людей. Но эта система создавалась в определенных геополитических условиях и под определенные задачи, которые сейчас меняются. Какими преференциальные режимы должны быть в настоящий момент, обсудили эксперты Восточного экономического форума.

О существующей структуре бизнес-льгот рассказала директор департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Мария Перова. По ее словам, ТОРы и СПВ предусматривают налоговые льготы на 10 лет, первые пять из которых резиденты почти ничего не платят в казну. Земельные участки по льготной стоимости, обеспечение инфраструктурой, свободная таможенная зона – еще одни преимущества ведения бизнеса в таких зонах. В результате за 8 лет было заявлено 2800 инвестпроектов с общим объемом 7700 млрд руб. и планируемым созданием 240 тыс. рабочих мест, при этом уже вложено 3400 млрд руб., создано 125 тыс. рабочих мест, более 670 проектов по факту реализованы, сообщила она.

В 2020 году был создан новый преференциальный режим в Арктической зоне, распространенный на всю эту географическую территорию, что сделало его самым большим в стране и в мире. Он позволяет быстрее запустить инвестпроект, подчеркнула Мария Перова: достаточно только подать комплект документов, и через 15-20 дней уже возможна реализация. В 2022 году особый режим ввели на Курильских островах, где вообще не нужно подавать документы, а обнуление налогов распространяется на 20-летний период – это самый преференциальный режим на Дальнем Востоке. А на перспективу, по ее словам, прорабатывается создание международных ТОРов для локализации производства высокотехнологичной продукции и «патриотических ТОРов» для выпуска товаров двойного назначения.

По объему инвестиций и мультипликационному эффекту ТОРы дают впечатляющий результат, во много потенциал Дальнего Востока раскрывается благодаря ним, признал заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. По его словам, в целом по стране таких экономических зон около 50. Важно понимать, прежде всего, для чего они создаются: цель не просто привлечение инвестиций, а их превращение в рост экономики и благосостояния граждан, причем сейчас в приоритете – импортозамещение и технологический суверенитет, напомнил он.

А кроме того, важна устойчивость бюджетной системы. Ведь, по мнению финансовых органов, преференциальные режимы создают выпадающие доходы бюджета. Но все-таки в долгосрочной перспективе бюджетная устойчивость обеспечивается, и по итогам 2022 года особые экономические зоны в России уже себя окупили, подчеркнул Дмитрий Вахруков.

Нюансов в картину добавила аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова. Она напомнила, что ТОР расширялись уже 180 раз, но часто остаются «вещью в себе», не способствуя региональной кооперации. И на Дальнем Востоке есть много других форматов высокотехнологичного развития – например, федеральный университет и РАН: нужно не только осваивать зарубежные технологии, но развивать свои до промышленной стадии, подчеркнула она.

А операционный директор Эн+ Михаил Хардиков напомнил про еще один преференциальный режим – соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В рамках СЗПК государство предлагает бизнесу построить инфраструктуру для своего проекта с нуля в обмен на сокращение налогов и последующую компенсацию – но бизнесу деньги и на сам проект найти нелегко, заметил он. Если бы государство само опережающе строило инфраструктуру, то смогло бы привлечь больше инвесторов, а соответственно, и больше налогов, отметил Михаил Хардиков.

Кроме того, бизнесу необходима стабильность преференциальных режимов – не 3-5 лет, а 10-15, добавил он. Наконец, по его мнению, следует расширить практику использования инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов – это может быть дополнительным источником финансирования для строительства бизнесом объектов образования и здравоохранения. Причем деньги на школы и детские сады будут потрачены с гарантией возврата: Михаил Хардиков привел в пример налоговые платежи недавно построенного Тайшетского алюминиевого завода компании Эн+. Нельзя удержать людей на предприятии только зарплатой – нужно обеспечить им высокий уровень жизни, подчеркнул в этой связи топ-менеджер.

В целом механизмов господдержки на Дальнем Востоке уже достаточно, необходимо развивать инструментарий, считает заместитель генерального директора ООО «Атлас Майнинг» Михаил Юрчук. По его словам, необходимо интегрировать в преференциальный режим ТОР механизм стабилизационной оговорки по аналогии с СЗПК, чтобы не допустить ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
764
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
751
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1067
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
967

Другие новости