Деньги для решения проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, которые копились десятилетиями, есть, но их мало, считает вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Фото Анатолия Медведя/РИА Новости
Неэффективное использование бюджетных средств и кредитов в регионах – это хроническая и пока нерешенная проблема для российского правительства. Казна может выделять регионам сотни миллиардов рублей напрямую или в виде кредитов под 3% годовых на строительство дорог, водоводов или очистных сооружений. Но больше половины этих бюджетных проектов так и не будут построены в срок, а часть казенных денег при этом растворится без следа. Всего за последние годы регионы получили из федерального бюджета льготных кредитов на 57 млрд руб. И больше половины регионов так и не достигли запланированных результатов, показала последняя выборочная проверка Счетной палаты.
«Плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов по итогам 2022–2023 годов не достигли четыре из семи проверенных регионов. В основном не достигались плановые значения по общему объему ввода жилья и объему внебюджетных источников финансирования», – сообщил директор департамента аудита финансовых рынков и государственного долга Алексей Лаптев. В качестве примеров региональных проектов можно назвать строительство водопровода между поселениями Крутая Горка, Чернолучинский и Красноярка в Омской области. Или четыре проекта по строительству и ремонту коммунальной инфраструктуры во Владимирской области.
В Ханты-Мансийском округе бюджет выделял деньги на реконструкцию инженерной инфраструктуры для жилищного строительства в Нефтеюганске и Нягани. В Воронежской области казна оплатила «развитие жилищного строительства в правобережной части Воронежа» и «жилую застройку территории Коминтерновского района Воронежа.
Всего в 2022–2023 годах и первом полугодии 2024 года регионы получили из федерального бюджета кредиты на развитие инфраструктуры на общую сумму 56,7 млрд руб. Из них 39,5 млрд составили инфраструктурные бюджетные кредиты и 10,5 млрд руб. – специальные казначейские кредиты.
При этом Счетная палата (СП) обнаружила, что во всех проверенных регионах не соблюдались установленные сроки реализации и стоимость проектов. «В целом по всем проверенным регионам стоимость проектов выросла на 32,8%. Перенос сроков отмечен примерно по 60% мероприятий, из них по 18% – более чем на год. По мнению Счетной палаты, увеличение сроков и стоимости инфраструктурных проектов может приводить к недостижению заявленных экономических и социальных эффектов от их реализации», – отмечается в последнем отчете СП.
В переводе на понятный язык, большая часть проектов может превратиться в долгострой из-за увеличения смет строительства. А бюджетные средства при этом окажутся зарытыми в землю на стройплощадках без всякой общественной пользы.
Но угроза потери даже всех 57 млрд руб. – это просто цветочки. А ягодки появятся, если без должного эффекта будут растрачены 4500 млрд руб., которые планируется пустить на обновление аварийной коммунальной инфраструктуры в регионах страны. И такая опасность вполне реальна, поскольку правительство за все годы рыночных реформ так и не создало механизма эффективного расходования бюджетных средств. Многоуровневые бюрократические системы бюджетного контроля в стране, разумеется, созданы. Но достижения запланированного результата они совсем не гарантируют.
Яркий пример такого негарантированного результата – это фактический провал анонсированного в 2018 году президентом РФ Владимиром Путиным проекта по снижению сброса загрязненных сточных вод в Волгу в 3 раза к концу 2024-го. Бюджет потратил на этот региональный проект 127 млрд руб., а обещанный результат не был достигнут даже близко (см. «НГ» от 31.07.24). При этом провал волжского проекта всплыл почти случайно – в основном благодаря активности думских депутатов. «Буквально ни в одном регионе губернаторы не бывали на этих объектах, а только принимали отчеты в виде красивых фотографий. Если бы не наши поездки, эти «отчеты» могли бы лечь на стол президенту как успешно выполненный проект», – заявила зампред думского экологического комитета Жанна Рябцева (цитата по «Парламентской газете»).
Сегодня расследованием инцидента с провалом волжского экологического проекта занимается федеральное правительство (см. «НГ» от 13.02.25).
И не случайно сегодня Счетная палата предлагает ввести нормативную ответственность чиновников за недостижение плановых показателей инфраструктурных бюджетных проектов, в том числе и по срокам завершения строительства.
![]() |
Строительство водовода в Омской области осуществляется за счет льготных бюджетных кредитов. Фото с сайта www.omskportal.ru |
Но одно дело, когда в регионе не появится новый деревенский водопровод или торговый склад. И совсем другое, если в российских городах сотни тысяч жителей будут оставаться зимой без отопления или без света. И именно такая угроза становится все более реальной из-за нарастающего износа коммунальной инфраструктуры.
В апреле этого года президент Владимир Путин поручил правительству РФ направить 4,5 трлн руб. на программы модернизации коммунальной инфраструктуры в России до 2030 года. А в начале мая 2025 года правительство РФ пересмотрело план повышения всех коммунальных тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены существенные. Осенью прошлого года власти хотели увеличить коммунальные платежи населения на 36%. И объясняли такой рост цен необходимостью дополнительных инвестиций в модернизацию изношенной коммунальной инфраструктуры. Теперь же платежи населения решено повысить более чем на 40% (см. «НГ» от 04.05.25).
Чтобы начать модернизацию ЖКХ, чиновники согласовали законопроект, который обяжет коммунальные компании утверждать свои инвестиционные программы. Такая мера позволит ресурсоснабжающим организациям создать долгосрочный план по обновлению инфраструктуры и повысить качество коммунальных услуг для граждан, считают в правительстве (см. «НГ» от 24.04.25). «Внедряется механизм регуляторных соглашений, который распространят на все сферы ЖКХ. В таких соглашениях будут зафиксированы долгосрочные взаимные обязательства ресурсоснабжающих организаций, регионов и муниципалитетов», – объяснял замглавы Минэкономразвития РФ Михаил Каминский. Износ коммунальной инфраструктуры в РФ он называет «предельно высоким». Утвержденные инвестиционные программы имеют на сегодня не более 10% коммунальных организаций, а 50% амортизационных отчислений идет не на инвестиционные цели, сообщил чиновник.
Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве накоплены десятилетиями, деньги на их решение есть, но их мало, заявил в конце апреля вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. «В целом с 2025 по 2030 год нужно построить и модернизировать более 50 тыс. км инженерных сетей, не менее 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки. Это улучшит качество коммунальных услуг для 20 млн россиян. К 2030 году планируется ежегодно менять не менее 2,5% сетей, к 2035 году этот показатель должен составить не менее 5%», – сказал вице-премьер РФ.