0
2085
Газета Экономика Интернет-версия

22.07.2025 17:52:00

Бизнес прокладывает спортивный маршрут в Монголию

Ралли «Шелковый путь» позволило российским автопредприятиям продемонстрировать свои модели в деле

Тэги: газ, автопром, ралли, автоспорт, русал, ралли шелковый путь, ГАЗ Рейд спорт


газ, автопром, ралли, автоспорт, русал, ралли шелковый путь, ГАЗ Рейд спорт Российская техника успешно показала себя в сложных условиях ралли-марафона «Шелковый путь». Фото © «ГАЗ Рейд Спорт»

В Горно-Алтайске завершился 15-й международный ралли-марафон «Шелковый путь». Экипажи проехали из Иркутска по степям, равнинам и пескам Монголии, финишировав у подножия Алтайских гор. Среди участников – гоночные команды ведущих российских автопредприятий, в том числе Горьковского автозавода («ГАЗ Рейд Спорт») и завода «Урал» («Урал Мотор Спорт»). Российский бизнес имеет большие деловые интересы в Монголии, но не ограничивается только ими, а реализует совместные проекты в таких сферах, как спорт, культура, образование, экология. По сути, это и есть настоящая дипломатия, а «Шелковый путь» – один из ярких ее примеров, но далеко не единственный.

«Шелковый путь»

Ралли «Шелковый путь 2025» – одно из самых захватывающих событий в мире автоспорта. Маршрут этого года представляет собой впечатляющее путешествие, которое вело участников через самые разные места: от живописного побережья Байкала через бескрайние монгольские степи и зыбучие пески пустыни Гоби до величественных гор Алтая. Общая дистанция маршрута составила порядка 5 тыс. км, а протяженность спецучастков – около 2,5 тыс. км.

Старт гонке был дан 12 июля в Иркутске, затем караван спортивных машин приехал в Монголию. 17 июля, на экваторе соревнований, бивуак ралли в Улан-Баторе посетил вице-премьер Монголии Сейнбуянгийн Амарсайхан и другие представители руководства страны. Они познакомились с командами и осмотрели их автомобили.

Команда «ГАЗ Рейд спорт» показала руководителям республики российскую технику, успешно работающую в сложных условиях ралли-марафона. Это не только спортивные автомобили «Газель NN» и «Садко NEXT», но также и машины сопровождения – пресс-кары «Соболь NN 4x4», микроавтобусы «Газель NEXT» и другие автомобили. Это машины с высокой проходимостью, надежные, приспособленные к эксплуатации во время суровых зим – именно такие, которые нужны Монголии.

Спортивные болиды «Газель NN» и «Садко NEXT», участвующие в гонках, созданы на основе серийных агрегатов. Форсированные дизельные двигатели «Газели» развивают мощность более 200 лошадиных сил (л.с.) и крутящий момент более 500 ньютон-метров. Грузовики «Садко NEXT» оснащаются дизельным двигателем ЯМЗ-534 мощностью в 310 л.с. Клиренс в 315 мм, возможность включения понижающей передачи и полный привод с блокировками всех дифференциалов позволяют автомобилям преодолевать самое тяжелое бездорожье. Многолетнее успешное участие автомобилей «Газель» и «Садко» в сложнейших мировых ралли-рейдах наглядно демонстрирует их высокий запас прочности и выносливости.

Выставка автопрома

Ранее, 28-29 июня, при поддержке посольства России в Монголии состоялась презентация российской техники для жителей Улан-Батора. Показ автомобилей провели ведущие российские автопроизводители – Горьковский автомобильный завод и автозавод «Урал», также состоялись развлекательные мероприятия для жителей города.

«Мы представляем в Монголии технику, которая сочетает в себе выносливость и экономичность с современными техническими решениями, – отметил на презентации представитель Горьковского автозавода Денис Цветов. – Автомобили Горьковского автозавода являются лидерами в России, представлены в различных странах мира, и мы уверены, что наш опыт будет полезен и в Монголии. Наши машины могут стать надежными помощниками как для малого бизнеса, так и для муниципальных задач».

На выставке были представлены 5 моделей, включая штабной микроавтобус для МЧС, пассажирские автобусы и изотермический фургон Горьковского автозавода, а также вахтовый автобус автозавода «Урал».

Показ техники в Улан-Баторе сопровождался насыщенной шоу-программой, включавшей конкурсы, мастер-классы для всей семьи, музыкальные номера и дефиле в авторских традиционных русских костюмах.

Планы и проекты

Российские предприятия имеют целый ряд проектов и планов по развитию сотрудничества с Монголией в сфере поставок автотехники. Развиваются контакты с рядом государственных структур и бизнес-партнеров.

Так, с Агентством по чрезвычайным ситуациям Монголии согласована тестовая поставка машин «Садко NEXT», «Соболь 4x4» и пожарного автомобиля на шасси «Урал». Опытная эксплуатация продлится 6 месяцев. Поставка планируется на август-сентябрь 2025 года. Кроме того, планируется развивать поставки техники для сельского хозяйства: например, в Монголии уже работают молоковозы «Газон NEXT», ранее переданные одному из крупнейших монгольских производителей молока.

Кроме того, в Монголии продвигаются решения по газификации на основе компримированного природного газа (CNG) – подготовлено предложение по комплексным решениям в этой сфере, включающее газогенераторы, заправочные станции, транспорт. В линейке Горьковского автозавода – целый ряд моделей на газомоторном топливе, которое для Монголии является перспективным направлением.

Разнообразные проекты есть в Монголии и у российской энерго-металлургической компании Эн+. Активно развивая энергетику и производство алюминия в Сибири, холдинг готов инвестировать и в проекты в соседней стране. Например, прорабатывается возможность организации производства продукции из алюминия на территории Монголии.

Экология

А пока стороны сотрудничают в других сферах. Например, в экологии. Эн+ много лет организует экологический мониторинг озера Байкал и его притоков. Исследованиями занимаются ученые Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН в сотрудничестве с другими научными организациями. С учетом их выводов с 2023 года экспедиция экомониторинга охватывает реки водосборного бассейна Селенги на территории Монголии. Научная работа на территории Монголии ведется ИПЭЭ РАН совместно с Институтом географии и геоэкологии Монгольской академии наук.

В целях улучшения системы прогнозирования притока в озеро Байкал предусмотрена установка постов для проведения гидрологического мониторинга характеристик поверхностных вод в бассейне реки Селенги. Работа ведется совместно с Байкальским институтом природопользования Сибирского отделения РАН, а партнерским институтом со стороны Монголии является Институт географии и геоэкологии Монгольской академии наук.

В 2025 году первым этапом запланированы к установке 2-3 гидрометеостанции: в России – одна станция на Селенге и в Монголии – 1-2 станции в приграничной зоне на Орхоне или Селенге либо же на обеих реках. Предполагается, что посты будут оснащены гидростатическими и радарными датчиками уровня и скорости течения, метеодатчики будут фиксировать температуру, осадки и скорость ветра.

В случае успешного апробирования установленных станций будет приниматься решение по расширению охвата сети гидрометеостанций в водосборном бассейне Селенги в Монголии.

Образование и спорт

Кроме того, Эн+ помогает монгольским студентам обучаться в России на металлургов и энергетиков. В июле 2024 года 9 студентов были зачислены в Институт цветных металлов Сибирского федерального университета (СФУ) на программы бакалавриата. Они проходят подготовку по специальностям «Металлургия» (2 студента), «Техносферная безопасность» (3), «Автоматизация технологических процессов и производств» (2), «Материаловедение и технологии материалов» (2). Обучение продлится четыре года, до июня 2028 года.

Обучение студентов в СФУ происходит за счет квоты Россотрудничества. Компания РУСАЛ обеспечивает остальную финансовую поддержку: подготовительные курсы, стипендию, оплату авиабилетов, медстраховки, общежитие, зарплаты куратора и менеджера. Принято решение о продолжении программы в 2025-2026 годах: поддержку получат 30 студентов.

На энергетических программах в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИрНИТУ) на сегодняшний день обучается 27 монгольских студентов, и их число планируется удвоить. Эн+ ведется активная работа совместно с ИрНИТУ по продвижению программы и набору студентов на 2025-2026 учебный год. Компания организовала производственную практику для четырех студентов 1 курса на своих объектах – ГЭС и ТЭЦ – в июне 2025 года.

А в столице Монголии Улан-Баторе Эн+ планирует построить центр спортивных единоборств – уже выбрал участок для строительства в современном жилом центральном районе города. Это часть корпоративной программы по строительству таких центров: в России они открываются в городах, где работают Эн+ и РУСАЛ, оснащаются инвентарем, к работе привлекаются тренеры, организуются соревнования. В Улан-Баторе также будут организованы международные дружеские соревнования.


Читайте также


Турция опасается заговора соседей по Средиземноморью

Турция опасается заговора соседей по Средиземноморью

Игорь Субботин

Анкару не допускают до программы оборонных инвестиций ЕС

0
1518
Архитектура взаимозависимости – выход из ближневосточного тупика

Архитектура взаимозависимости – выход из ближневосточного тупика

Павел Севостьянов

В XXI веке устойчивым становится не тот, кто вооружен, а тот, кто встроен

0
1385
Стройка проходит огневые испытания

Стройка проходит огневые испытания

Василий Столбунов

Исследование Института легких материалов и технологий позволит применять новый металл в конструкциях зданий

0
2156
ХАМАС хочет вернуться на вершину власти

ХАМАС хочет вернуться на вершину власти

Игорь Субботин

Боевики пытаются сохранить рычаг давления на Израиль

0
1921

Другие новости