Почти всю свою жизнь белый медведь проводит на льду. Фото с сайта www.rosneft.ru
Российские ученые при поддержке «Роснефти» продолжают исследование животного мира Арктики. В этом году они провели уже три экспедиции по изучению карской субпопуляции крупнейшего хищника Севера – белого медведя – на севере Красноярского края. Научные работники проводили масштабный авиаучет животных с вертолетов, установили на некоторых особей спутниковые метки и взяли у них биологические пробы. Полученные результаты будут крайне важны для мировой науки, осталось только дождаться их официального объявления. Пока же ученые говорят, что, судя по генетическим анализам и предварительным результатам авиаучета, особи карской субпопуляции здоровы, а их повадки отличаются от повадок других ранее изученных групп белого медведя.
Исследования проводились в рамках корпоративной программы «Роснефти», которая называется «Тамура». Она призвана получить актуальные данные о животных, обитающих на полуострове Таймыр на севере Красноярского края. «Минприроды и все подведомственные ему учреждения заинтересованы в том, чтобы сохранение биоразнообразия в России велось на очень высоком научном уровне, чтобы в нем участвовали все фокусные группы общества: государство, бизнес, наука, общественные организации, – говорит заместитель директора ФГБУ «Росзаповедцентр» Министерства природных ресурсов и экологии РФ Ольга Кревер. – С 2019 года по самым важным направлениям в стране реализуются национальные проекты. Выполняется и нацпроект «Экология», в числе задач которого – сохранение редких видов, и в его перечне было 12 объектов животного мира, один из которых – белый медведь. Но государственного финансирования по этому направлению не предусматривалось, и был актуален вопрос о том, как обеспечить сохранение этого хищника, привлекая внебюджетное финансирование. В этом случае сотрудничество с бизнесом оказалось особенно важным. Первой компанией была «Роснефть», которая сказала: мы будем изучать и сохранять не только белого медведя. В списке компании значились и морж, и белая чайка, и дикий северный олень. И, что было очень важно, у компании существовала своя программа сохранения биоразнообразия. Это был прорыв, и с «Роснефти» стали брать пример другие представители бизнеса».
61 экспедиция в Арктику
Сначала ученые вели исследования «попутно», пока свои работы выполняли нефтяники, однако потом научная составляющая стала отдельным направлением работы компании. Сейчас изучение белого медведя и северного оленя продолжается, а из птиц изучается не только белая чайка, но и все охраняемые виды птиц, которые есть в регионе, в частности на Бреховских островах. «В прошлом году в рамках программы «Тамура» было проведено пять экспедиций общей продолжительностью более трех месяцев, в этом году три, всего же это уже 61 экспедиция, организованная Арктическим центром «Роснефти» в Арктике».
Нынешний научный сезон стал логическим продолжением работ, проведенных на севере Красноярского края в 2024 году, отмечает кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН Илья Мордвинцев. «У нас была цель – оценить состояние медведей в безледный период, это очень важный аспект, поскольку медведи в это время находятся в непростых условиях. Они не могут охотиться на тюленя, вынуждены переходить на другую добычу, которая находится на земле, и состояние животных, их упитанность, их здоровье тогда очень важно. Этот этап мы закончили в сентябре 2024 года. А весенний этап 2025 года включал изучение медведей в естественной среде обитания – на льду, когда они могут охотиться на тюленей», – сообщил Мордвинцев.
Ученые отмечают, что район Карского моря в прибрежной зоне Таймыра фактически был не изучен. Последние научные данные поступали оттуда в 2012 году, а с учетом происходящих в последнее время климатических изменений образовался очень большой перерыв в наблюдении за животными.
Члены экспедиций успели выполнить весной 2025 года большой объем работы. Из поселка Диксон у полуострова Таймыр они организовали десятки вылетов для авиаучета распределения медведей и объектов их питания, провели подсчет численности медведей, отловили и пометили 10 животных (шесть самок и четырех самцов) спутниковыми маячками, а также взяли у них биологические пробы для дальнейших лабораторных исследований. Удалось определить расположение двух родовых берлог белого медведя и основные места обитания его главного объекта питания – кольчатой нерпы.
Также было проведен авиаучет белого медведя в Карском море из поселка Сабета – за 15 экспедиционных дней удалось сделать 8 вылетов, получить десятки тысяч фотографий, учесть 22 медведей, 23 моржей, 77 белух и 616 тюленей.
«Мечение самок в прошлом году и в этом году показало, что ни один медведь, обитающий в районе Таймыра, не покинул акваторию Карского моря, – обращает внимание Илья Мордвинцев. – Это серьезный результат, поскольку, когда мы по проекту «Роснефти» работали на Земле Франца-Иосифа, метили медведей там, местные самки уходили в другие места. Считается, что там обитают представители баренцевоморской субпопуляции, но ее представители уходили в Карское море, доходили до Северной Земли и возвращались – они активно перемещаются по льдам в высоких широтах. А у медведей в акватории Карского моря более локальные перемещения».
Искусственный интеллект просмотрит сотни тысяч фотографий
Исследователи получили уникальные данные по численности субпопуляции карского белого медведя, однако пока не торопятся оглашать эту информацию. Ведь теперь предстоит новый этап – камеральная обработка полученных материалов. Например, ученые будут исследовать биообразцы, определяя состояние здоровья медведей. «Также предстоит проанализировать огромный массив – около 170 тыс. – фотографий, сделанных во время облетов. Для этого будет использоваться искусственный интеллект, – сообщила ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН Светлана Артемьева. – А есть еще инфракрасная съемка – 540 тыс. фотографий, и еще 12 тыс. фото, сделанных нашими наблюдателями. В 2016 году был получен примерно такой же объем фотографий, и его обрабатывали три года, но тогда не использовался искусственный интеллект, и мы надеемся, что теперь дело пойдет быстрее».
До 2020 года считалось, что существует одна популяция – карско-баренцевоморская, и для оценки ее численности использовались только примерные подсчеты количества медведей, живших в акватории Баренцева моря. Теперь же исследователи впервые смогут оценить численность карской популяции. «Это уникальные данные, работа мирового уровня, – говорит Ольга Кревер. – Мы будем знать о распределении популяции, особенностях поведения животных».
![]() |
Ученые при поддержке «Роснефти» смогли провести масштабный авиаучет полярных животных. Фото с сайта www.rosneft.ru |
Здоровая популяция
Часть полученных биологических образцов уже исследовали генетики. «Это действительно уникальная популяция – у нас есть канадские, американские и гренландские исследования, а Россия была, по сути, белым пятном. Хотя ее арктическая территория очень большая, геномных данных было недостаточно, – говорит заведующий геномной лабораторией ООО «Биотек кампус» Евгений Климук. – Мы уже провели полноценное полногеномное секвенирование 18 образцов, собранных этой весной, и смогли за последние недели получить интересные результаты. Карская популяция очень обособленная – это не подвид, конечно, но достаточно удаленная от всех уже описанных по всем статистическим метрикам групп. Ближе к ней медведи со Шпицбергена». Генетик говорит, что генетическое здоровье карских медведей лучше, чем у представителей уже изученных популяций. «Все параметры находятся в лучшем состоянии. Меньше статистически значимых опасных мутаций, протяженность островков гомозиготности также на низком уровне. Это говорит о том, что скорее всего популяция достаточного размера, уровень гибридности очень низкий, это позволяет им свободно скрещиваться без накопления вредных мутаций», – подчеркнул Климук.
Бурый медведь идет на север
Ученые отмечают, что климатические изменения очень заметны в Арктике. «Раньше была традиция высаживать туристов на льдины на Северном полюсе, но сейчас это уже невозможно сделать, поскольку там мало льда для того, чтобы пришвартоваться и высадить гостей», – говорит Артемьева.
«Сокращение ледового покрова – больная тема, – отмечает Илья Мордвинцев. – За последние 40 лет не только в два раза сократилась площадь ледового покрова в Арктике – сейчас его меньше 4 млн кв. км, но и пропал многолетний лед. Однолетний лед может стаивать даже в приполюсных районах, и на медведей это влияет больше, чем на других арктических млекопитающих. Ведь ледовая платформа – основное место охоты белых медведей, и когда лед истончается, уходит в приполюсные районы раньше срока, большая часть медведей остаются на берегу. Нам теперь важно проанализировать происходящее для того, чтобы минимизировать конфликтные ситуации с белым медведем, когда остающиеся на берегу животные в поисках пищи выходят к людям. В результате страдают не только люди, но и главным образом медведи». Планируется, что по итогам экспедиций «Тамуры» ученые выработают рекомендации, как нужно поступать в таких ситуациях, чтобы минимизировать риск столкновения животных и человека.
Поскольку из-за потепления климата медведи все чаще выходят в места обитания человека, это приводит к тому, что у них появляются новые заболевания, например бешенство. «Чаще всего оно фиксируется там, где медведи контактируют с домашними животными, прежде всего кошачьими, или имеют доступ на свалки», – говорит Мордвинцев.
Ученых настораживает, что в ареал распространения белого медведя входит бурый медведь. «Гибридизация этих видов возможна, – говорит Светлана Артемьева. – На острове Врангеля бурый медведь встречается уже несколько сезонов, по Чукотке бурые медведи уже ходят, и наблюдаются гибриды белых и бурых медведей. Это достаточно редкое явление, но зафиксированное».
Принято считать, что общее количество белых медведей в мире – около 25 тыс. особей, а в российской Арктике обитают 6–7 тыс. Однако это экспертные оценки, и проводимая учеными работа позволит понять, сколько же полярных хищников живет в нашей стране. Собирают в ходе экспедиций проекта «Тамура» информацию и о других животных Арктики. «Мы регистрировали и птиц, кольчатую нерпу, лахтаков – морских зайцев, белух и моржей – информация о них тоже будет доступна после того, как мы проанализируем весь объем собранных данных», – обещает Светлана Артемьева.